1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Суд обоснованно признал незаконным назначение главой администрации субъекта Федерации главы администрации муниципального образования как противоречащее ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации (И з в л е ч е н и е) 8 августа 1995 г. глава администрации Сахалинской области постановлением назначил О. главой администрации (мэром) г. Поронайска и района Сахалинской области. Житель г. Поронайска Е. обратился в суд с жалобой о признании данного постановления незаконным, в обоснование которой указал на то, что оно противоречит ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации и Законам РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1010) и от 24 октября 1991 г. "О выборах главы администрации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 45, ст. 1491), где определен принцип формирования органов местного самоуправления путем выборов избирателями (жителями) района и города. Должность главы администрации г. Поронайска и района входит в систему органов местного самоуправления. Решением Сахалинского областного суда жалоба Е. удовлетворена и постановление губернатора Сахалинской области о назначении главы администрации (мэра) г. Поронайска и района признано незаконным. В кассационной жалобе губернатор Сахалинской области просил об отмене решения суда, указывая на то, что на время издания постановления не было закона Сахалинской области о выборах в органы местного самоуправления, поэтому губернатор области был вправе назначить О. на должность главы администрации г. Поронайска и района. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 апреля 1996 г. решение суда оставила без изменения, указав следующее. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий признается самостоятельным, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно ст. ст. 130 и 131 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами муниципальных образований путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, население самостоятельно решает вопросы местного значения и определяет структуру органов местного самоуправления. Действовавшие на время принятия губернатором Сахалинской области постановления о назначении О. главой администрации г. Поронайска и района Законы РСФСР "О местном самоуправлении", "О выборах главы администрации", Указы Президента Российской Федерации "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26 октября 1993 г. (с изменениями от 22 декабря 1993 г.), "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 октября 1993 г. не содержали положений о праве глав администраций субъектов Российской Федерации назначать глав администраций муниципальных образований. При таких обстоятельствах у суда были основания признать постановление о назначении О. главой администрации г. Поронайска противоречащим Конституции Российской Федерации, указанным выше Законам и Указам Президента Российской Федерации. Суд первой инстанции в решении указал на необоснованность ссылки администрации области на Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации", поскольку главе администрации субъекта Федерации предоставлено право назначения на должность и освобождения от должности глав администраций только тех городов и районов, которые в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке не отнесены к органам местного самоуправления. Глава администрации г. Поронайска и района отнесен к органам местного самоуправления, поэтому он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации не подлежит назначению главой администрации Сахалинской области. Таким образом, заявитель как житель г. Поронайска был лишен избирательного права по выборам органов местного самоуправления (главы администрации), что повлекло нарушение его конституционных прав. Довод об отсутствии закона Сахалинской области об организации местного самоуправления области и порядке проведения выборов в органы местного самоуправления сам по себе не является достаточным для отказа в удовлетворении жалобы, поскольку Федеральный закон по этому вопросу был введен в действие 28 августа 1995 г., областная Дума готовит к принятию данные законы. _______________