1. Выплата лишь одной компенсационной суммы, установленной в связи с ростом стоимости жизни, лицам, имеющим право на получение двух пенсий (в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"), признана судом незаконной

 

(Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 1996 г.)

 

 

Серпуховский Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просили признать незаконным п. 14 Указания N 1-5-У от 22 мая 1995 г. Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. В жалобе он сослался на то, что 22 мая 1995 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации приняло и направило министерствам социальной защиты республик в составе Российской Федерации, департаментам, комитетам, главным управлениям (управлениям), отделам социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга Указание о порядке применения Федерального закона от 7 мая 1995 г. "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В п. 14 данного Указания содержится норма, согласно которой применительно к Разъяснению о порядке применения отдельных статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержденному постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г.) участникам войны и вдовам погибших военнослужащих, получающим две пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г., выплачивается одна компенсационная сумма, установленная в связи с ростом стоимости жизни.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации (правопреемника Министерства социальной защиты населения Российской Федерации) и Пенсионного фонда Российской Федерации возражали против удовлетворения жалобы.

Заслушав объяснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 ноября 1996 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям.

Федеральный закон от 7 мая 1995 г. "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (вступивший в силу с 1 мая 1995 г.) предоставил, в частности, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), право на получение двух пенсий: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности.

Согласно ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции от 5 мая 1994 г.), пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

Как следует из объяснений заинтересованных в деле лиц и из материалов дела, производившиеся после 1 мая 1995 г. индексации (с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - 1,05 раза; с 1 ноября 1995 г. - 1,05 раза; с 1 декабря 1995 г. - в 1,1 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза и с 1 мая 1996 г. - 1,1 раза) применялись к двум видам пенсий, получаемых участниками Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за некоторым исключением). Таким образом, у указанной категории лиц индексировались обе пенсии, право на которые они имели.

Компенсации же (компенсационные выплаты), устанавливаемые в связи с ростом стоимости жизни пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания (а также вдовам погибших военнослужащих), получающим две пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", подлежат начислению согласно обжалуемому п. 14 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, лишь к одной из двух выплачиваемых этим категориям лиц пенсий, что, по мнению суда, противоречит содержанию приведенной выше ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в соответствии с которой как индексация, так и компенсации (компенсационные выплаты) в равной степени обусловлены ростом стоимости жизни (ростом цен на потребительские товары и услуги) и являются механизмами, повышающими пенсии (ст. 7 озаглавлена "Повышение пенсий в связи с ростом стоимости жизни").

Каких-либо ограничений в выплате двух компенсаций пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не содержит.

Не содержат подобные ограничения и нормативные акты об установлении и увеличении компенсационных выплат, принятые как до 1 мая 1995 г., так и после этого времени (т. е. после распространения права на получение двух пенсий на участников войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

В судебном заседании заинтересованные в деле лица, возражая против удовлетворения жалобы, ссылались на то, что в Указах Президента Российской Федерации, постановлении Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1994 г. и Федеральном законе от 27 июля 1995 г. (нормативных актах об установлении и увеличении компенсационных выплат, связанных с ростом цен на потребительские товары и услуги) содержится указание об осуществлении компенсационных выплат именно пенсионерам, в связи с чем представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации считали, что такие выплаты предусмотрены лишь в одинарном размере персонально к лицам (пенсионерам), независимо от количества получаемых ими пенсий.

Между тем с таким доводом суд не может согласиться, поскольку он не соответствует содержанию приведенных нормативных актов, в которых указано на необходимость осуществлять компенсационные выплаты пенсионерам, получающим пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии, назначенные в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (т. е. лишь тем пенсионерам, которые получают определенные виды пенсий, назначенных в соответствии с конкретным федеральным законом).

Кроме того, аналогичного содержания положения предусматривались в Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни", в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1994 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам" и в Указе Президента Российской Федерации от 30 января 1995 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам с 1 февраля 1995 г.". Однако, как пояснили суду представители заинтересованных в деле лиц, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (с 1991 года имеющим право на получение двух пенсий), выплачивались и выплачиваются до настоящего времени две компенсационные суммы, устанавливаемые в связи с ростом стоимости жизни.

Это обстоятельство подтверждается и разъяснением заместителя Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 19 мая 1994 г.

При таком положении п. 14 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, предусматривающий необходимость выплаты лицам, имеющим право на получение двух пенсий, лишь одной компенсационной суммы, установленной в связи с ростом стоимости жизни, является незаконным.

Эта норма фактически сводится к ограничительному толкованию ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", однако правом дачи такого толкования Закона органы исполнительной власти не наделены.

Представители заинтересованных в деле лиц, утверждая о правомерности п. 14 Указаний, ссылались на положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и о Департаменте пенсионного обеспечения Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, согласно которым на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации была возложена функция по организации и осуществлению контроля за правильностью назначения и выплаты государственных пенсий, обоснованностью и целевым расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюджета органам социальной защиты населения, а на департамент пенсионного обеспечения - функции по организации и методическому обеспечению работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий, обеспечению единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовке предложений по его совершенствованию.

Однако в данном конкретном случае Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, осуществляя свои функции, вышло за рамки предоставленных полномочий, приняв норму, ограничивающую социальные права указанных категорий пенсионеров по сравнению с правами этих лиц, предусмотренными в законе, не содержащем таких ограничений.

Довод заинтересованных в деле лиц о том, что устанавливаемые в связи с ростом стоимости жизни компенсационные суммы не включаются в состав самих пенсий и, следовательно, не учитываются при индексации пенсий, сам по себе не свидетельствует о законности обжалуемого п. 14 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, поскольку, как указывалось выше, законодатель в ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусмотрел в одинаковой степени и индексацию, и компенсации в качестве инструментов повышения пенсий в связи с ростом стоимости жизни. Поэтому, по мнению суда, компенсации, так же как и индексация, связанные с ростом стоимости жизни, в одинаковой степени должны относиться ко всем пенсиям, на которые нормативными актами распространяются эти компенсации.

Из п. 14 Указаний следует, что необходимость выплаты одной компенсационной суммы участникам войны и вдовам погибших военнослужащих, получающим две пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г., установлена Министерством социальной защиты населения Российской Федерации применительно к Разъяснению "О порядке применения отдельных статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г.

Перечисленные в этом Разъяснении Верховного Совета РСФСР надбавки к пенсии носят действительно персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: необходимостью осуществления постороннего ухода за пенсионером, наличием нетрудоспособного иждивенца, не получающего какой-либо пенсии, а также наличием определенных категорий граждан, которым повышаются размеры пенсий, исчисленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", тогда как компенсации, необходимость которых предусмотрена ст. 7 указанного Закона, обусловлены ростом стоимости жизни и, исходя из содержания данной статьи Закона, подлежат выплате так же, как и предусмотренные этой нормой Закона индексации, т. е. в отношении каждого вида пенсий, устанавливаемых по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

При таких обстоятельствах п. 14 Указания N 1-5-У от 22 мая 1995 г. Министерства социальной защиты населения Российской Федерации признан незаконным и недействующим.

 

 

____________