ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

17 июня 1997 г. под председательством Председателя Верховного Суда РФ В.М.Лебедева состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который обсудил проекты двух постановлений:

"О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов"; "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления".

С докладом по первому вопросу выступил заместитель Председателя Верховного Суда РФ Р.М.Смаков, который отметил, что проблема собираемости налогов является в настоящее время одной из самых острых проблем, стоящих перед государством. На конец 1996 г., - сказал он, - задолженность по налогам в федеральный и местные бюджеты достигла почти 130 триллионов рублей. Неуплата гражданами и организациями налога подрывает устойчивость бюджетной политики, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. Скрытые от налогообложения средства нередко начинают работать на криминальные структуры, на организованную преступность. Все это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности.

В порядке подготовки к Пленуму во все Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды были направлены письма с просьбой организовать обсуждение с судьями регионов нового законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и с учетом имеющейся практики рассмотрения дел этой категории по ранее действовавшему кодексу сообщить, какие неясные или спорные вопросы, связанные с применением ст.ст. 198 и 199 УК РФ, нуждаются в разъяснении Пленумом Верховного Суда РФ. Такие вопросы явились основанием для составления первого варианта проекта постановления Пленума. В работе над ним использовались также данные, полученные при изречении конкретных уголовных дел, и материалы, имеющиеся в Следственном управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ, и Генеральной прокуратуре РФ.

Подготовленный проект обсуждался во всех Верховных судах республик, краевых, областных и соответствующих им судах, заинтересованных ведомствах, на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ. Свои замечания и предложения по проекту представили руководители управлений Федеральной службы налоговой полиции РФ по ряду областей.

С учетом отзывов и результатов обсуждения подготовлен очередной вариант проекта постановления, который представлен к обсуждению Пленума.

Выступивший в прениях по докладу судья Нижегородского областного суда В.В.Мешагин отметил необходимость срочного внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, так как настоящая редакция ст.ст. 198, 199 УК РФ не отвечает насущным требованиям жизни. Так, ст. 198 предусматривает ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном, а также в особо крупном размере. Однако гораздо больше неплательщиков, которые скрывают налоги на сумму 15 млн. руб., 10 млн. руб., 1 млн. руб. Ответственности за такие действия закон не предусматривает никакой, хотя в совокупности эти неплатежи образуют огромные суммы.

Далее судья изложил предложения, направленные на совершенствование уголовного законодательства. Он высказал общее мнение судей Нижегородской области о необходимости подготовки соответствующего законопроекта для внесения его в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

В заключение В.В.Мешагин высказал замечания по проекту постановления Пленума и отметил важность поднятых в нем вопросов.

Председатель Кемеровского областного суда В.М.Вьюнов высказал мнение судей области о том, что рассмотрение на Пленуме данного вопроса связано в первую очередь с неудачной диспозицией ст.ст. 198 и 199 УК РФ, редакция которой нуждается в разъяснении.

Судами Кемеровской области, - сказал он, - в 1996 г. было рассмотрено 37 дел этой категории в отношении 39 лиц, которые были осуждены к разным мерам наказания, около 70 дел находятся в органах следствия, в частности налоговой полиции. Вопросов у судов возникает много: с какого момента это преступление считать оконченным, на какой момент определять размер сокрытия доходов, что считать неоднократным уклонением от уплаты налогов с организаций и др. Большинство из них предполагается разъяснить в постановлении Пленума. Выступающий дал редакционные замечания и внес ряд предложений по изменению и дополнению отдельных положений проекта постановления.

Начальник Следственного управления Федеральной службы налоговой полиции РФ В.С.Лесков отметил, что ст.ст. 198 и 199 УК РФ в целом представляют большой шаг вперед по сравнению с ранее действовавшими нормами Уголовного кодекса РСФСР и позволяют не только пресекать, но и предотвращать преступления в сфере налогообложения. Однако приходится констатировать, что нормы, предусматривающие уголовную ответственность за налоговые преступления, сложны по своей конструкции, на практике вызывают различное толкование. Постановление Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемому вопросу поможет следователям, прокурорам и судьям правильно применять налоговое и иное законодательство, регламентирующее финансовые отношения граждан и юридических лиц.

К сожалению, российское налоговое законодательство тяжело адаптируется к новым экономическим условиям. Поскольку теория налогов уже доказала их объективность, необходимо сделать так, чтобы максимально использовать все функциональные преимущества налоговой системы в сложный для России период. Задача правоохранительных органов и судов видится в своевременном выявлении налоговых преступлений, качественном их расследовании и рассмотрении судебных дел, адекватном применении предусмотренных законодательством репрессивных мер к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты налогов.

Назначение вида наказания - исключительная компетенция суда, однако нельзя не отметить, что осужденным за преступления в сфере экономической деятельности наказание определяется в основном с применением ст.ст. 64, 73 УК РФ. Конечно, неуплата налогов - значительно менее опасное преступление, чем, например, посягательство на чужую собственность. Однако следует помнить, что доля только прямых налогов в доходах бюджетной системы России составляет более 43%. Задержки выплаты пенсий и заработной платы напрямую зависят от своевременности и полноты поступления различных видов налогов.

Особое беспокойство органов налоговой полиции вызывают сроки рассмотрения судами дел о налоговых преступлениях. Дела указанной категории в большинстве регионов рассматриваются в последнюю очередь. Требуется исправление существующего положения. Приоритетное рассмотрение налоговых дел будет в значительной степени способствовать успешной борьбе с налоговой преступностью.

Первый вице-премьер Правительства РФ Б.Е.Немцов отметил, что идея провести Пленум по рассматриваемому вопросу принадлежит руководству Верховного Суда РФ и Правительству РФ. Правоприменительная практика, - сказал он, - показывает, что до сих пор многие суды считают налоговые преступления рядовыми, за которые можно отделаться в крайнем случае штрафом. В 1996 году судами было рассмотрено около 1 тыс. дел по ст.ст. 198 и 199 УК РФ. Трудно представить, что все остальные граждане и организации своевременно и в полном объеме платят налоги. Масштаб налоговых преступлений гораздо больше того, что удается довести до суда. Акцентирование внимания Верховного Суда на этом вопросе имеет огромное значение.

Б.Е.Немцов поддержал выступающих в том, что формулировки статей Уголовного кодекса и предусмотренные в них меры наказания нуждаются в совершенствовании. Однако это не основание, чтобы не исполнять действующее законодательство. Какой есть закон, такой и надо применять, а Правительство рассмотрит все предложения, касающиеся совершенствования уголовного законодательства об ответственности за неуплату налогов.

Заместитель Министра юстиции РФ Е.Н.Сидоренко высказал позитивное отношение Министерства к проекту постановления Пленума. Все замечания Минюста России были учтены в процессе подготовки этого документа.

Заместитель Генерального прокурора РФ В.В.Колмогоров поддержал предложенный проект постановления, в разработке которого Генеральная прокуратура принимала активное участие. Он подчеркнул, что это постановление необходимо и судам, и органам предварительного следствия, и прокурорским работникам, оно будет содействовать единому исполнению налогового законодательства.

В обсуждении доклада приняли участие также судья Ростовского областного суда Е.А.Золоторева, начальник юридического отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Москве И.Н.Пастухов, заместитель руководителя Государственной налоговой службы РФ В.Г.Кораблев, судья Верховного Суда РФ А.Н.Климов.

С докладом по вопросу о применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления выступил судья Верховного Суда РФ Г.В.Макаров, который отметил, что рассматриваемый вопрос является составной частью громадной и насущной проблемы, требующей как правового, так и социального, организационно-управленческого характера ее решения и постоянного внимания.

Далеко не на все вопросы, возникшие у судов, - сказал докладчик, - удалось дать ответ в проекте постановления, поскольку решение некоторых из них возможно только законодательным образом, а также организационно-техническими и материальными мерами, а по другим не позволяют дать однозначного разъяснения принцип сохранения тайны усыновления, конкретные обстоятельства каждого дела.

Судья Московского городского суда В.А.Емышева сообщила, что в Москве дела об установлении усыновления рассматриваются с 27 сентября 1996 г. межмуниципальными судами, а с 1 января 1997 г. - и Московским городским судом по первой инстанции. Московским городским судом изучена судебная практика рассмотрения таких дел, результаты были обсуждены судебной коллегией по гражданским делам с участием судей Москвы.

В.А.Емышева изложила замечания и предложения, высказанные московскими судьями при обсуждении проекта постановления. В частности, по их мнению, в порядке досудебной подготовки целесообразно истребовать из органов загса копию актовой записи о рождении ребенка, поскольку, как показала практика, имеют место разночтения в актовой записи и в свидетельстве о рождении ребенка, которые вводят суд в заблуждение относительно происхождения ребенка.

Заместитель Министра юстиции РФ Е.Н.Сидоренко предложил внести некоторые редакционные поправки в проект постановления.

В то же время он призвал участников Пленума критически отнестись к некоторым высказанным в выступлениях предложениям. Рассматриваемая категория дел, - сказал он, - носит исключительно деликатный характер. Постановление Пленума должно давать разъяснения по спорным вопросам применения законодательства, но не превращаться в ведомственную инструкцию, которая бы жестко предписывала, как надо поступать.

Заместитель Генерального прокурора РФ В.В.Колмогоров отметил, что Семейный кодекс в корне изменил процедуру усыновления, впервые предусмотрев ее судебный порядок. Эти дела в силу их специфики представляют особую сложность и требуют тщательного судебного разбирательства с тем, чтобы вопросы усыновления были решены максимально с учетом интересов детей. Предусмотренное законом обязательное участие прокурора при этом является дополнительной гарантией законности.

В заключение он поддержал проект постановления, предложив дополнить его пунктом, который акцентировал бы внимание судей на необходимости решения вопроса о возбуждении уголовных дел в порядке ст. 225 ГПК РСФСР в случае обнаружения в процессе судебного разбирательства в действиях должностных или иных лиц признаков преступлений, предусмотренных гл. 20 УК РФ.

В обсуждении доклада приняли участие также судья Московского областного суда М.М.Желыбенцева и главный специалист Министерства общего и профессионального образования РФ А.З.Дзугаева.

В работе Пленума приняли участие заместитель Министра внутренних дел РФ И.Н.Кожевников, заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции РФ Н.Н.Кузнецов, представители заинтересованных министерств и ведомств, судьи краевых, областных, районных судов, ученые-юристы.

Постановления по рассмотренным вопросам приняты Пленумом Верховного Суда РФ 4 июля 1997 г.

 

 

____________