1. Право на налоговую льготу по экспортируемым товарам возникает в случае фактического пересечения товарами границы Российской Федерации

 

(Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 1997 г.)

 

Открытое акционерное общество (ОАО) "Магнитогорский металлургический комбинат" и Куликова обратились в Верховный Суд РФ с иском о признании незаконным (недействующим) абзаца шестого п. 9 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в ред. от 22 августа 1996 г.), ссылаясь на то, что содержащиеся в этом абзаце положения не основаны на Законе Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями) и нарушают их права на получение льготы об освобождении от уплаты этого налога при экспорте товаров собственного производства, предусмотренной ст. 5 данного Закона.

По мнению заявителей, применение указанного положения Инструкции, по которому налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные акционерным обществом от иностранных фирм в счет предстоящего экспорта продукции акционерного общества, нарушает права как предприятия, так и акционеров в части получения зарплаты и дивидендов.

Кроме того, заявители полагали, что внесением в Инструкцию этого Положения Госналогслужба России изменила Закон о налоге на добавленную стоимость, чем превысила свои полномочия.

В судебном заседании представитель ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и представитель Куликовой свои требования поддержали. Куликова в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя.

Представители Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители Министерства финансов Российской Федерации с требованиями заявителей не согласились и просили суд отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что названное положение Инструкции не противоречит Закону и право на налоговую льготу по экспортируемым товарам возникает в случае фактического пересечения товарами границы Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 апреля 1997 г. в удовлетворении заявления отказала по следующим основаниям.

В оспариваемом заявителями п. 9 Инструкции указано, что налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями, подлежит зачету.

В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 1 апреля 1996 г.) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары, как собственного производства, так и приобретенные.

Понятие экспорта дано в Таможенном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешней торговой деятельности".

Согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.

Следовательно, признаком экспорта товаров, дающим право на налоговую льготу, является фактическое пересечение грузом границы Российской Федерации. Товар считается реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы Российской Федерации.

Поэтому, по мнению суда, право применения данной льготы по действующему законодательству поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товара, и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика.

В силу ст. 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Инструкция по применению настоящего Закона разрабатывается и издается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, т. е. Госналогслужба России действовала в пределах предоставленной ей Законом компетенции.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 4 названного Закона в облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Таким образом, требования, содержащиеся в Инструкции и оспариваемые заявителями, Закону не противоречат, не дополняют его, при этом не нарушаются и права заявителей на получение налоговой льготы.

Согласно упомянутому положению Инструкции после подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями, подлежит зачету.

При возникновении споров, связанных с применением данного требования Инструкции, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" не лишено возможности обратиться в суд с конкретными требованиями.