2. Федеральным законодательством не предусмотрено оказание платных услуг за осуществление комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и кадастровым бюро государственных функций

(Извлечение)

Решением коллегии комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области от 1 августа 1995 г. утверждено Положение о кадастровом бюро в составе городского, районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области, пунктами 5.1, 5.2, 5.3 и 5.4 которого предусмотрено оказание платных услуг при осуществлении возложенных на бюро государственных функций с правом расходования полученных средств на цели, связанные с выполнением работ по землеустройству, а также на социальное и материальное обеспечение трудового коллектива.

Первый заместитель прокурора области обратился в суд с заявлением о признании названных пунктов Положения недействительными, ссылаясь на то, что они приняты областным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (облкомземом) с превышением своих полномочий и в нарушение действующего законодательства, предусматривающего, по его мнению, ведение государственного земельного кадастра Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации и его органами на местах за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных в виде земельного налога и арендной платы на землю. Правом оказания населению платных услуг, связанных с выполнением возложенных на них государственных функций и обязанностей, они не наделены.

Кемеровский областной суд, рассмотрев дело по первой инстанции, заявление прокурора удовлетворил.

Председатель областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в кассационной жалобе просил об отмене решения, указав, что утвержденное облкомземом 1 августа 1995 г. Положение соответствует аналогичному Положению, утвержденному приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации (Роскомземом) 26 ноября 1992 г. "О создании кадастровых бюро и проведении инвентаризации земель населенных пунктов", которое действует до настоящего времени. По его мнению, запрета в оказании платных услуг некоммерческими организациями не существует.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 5 сентября 1997 г. решение областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы" взиманию подлежат налоги и сборы, установленные только законным порядком.

Налоги и сборы, взимаемые не на основе закона, к числу законно установленных не относятся.

Обсуждая вопрос о незаконности указанных прокурором пунктов Положения о кадастровом бюро в составе городского, районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству в Кемеровской области, суд обоснованно пришел к выводу о том, что пп. 5.1, 5.2,

5.3, 5.4 Положения приняты областным комитетом с превышением своих полномочий и вопреки требованиям закона.

Исходя из положений п. "г" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам установления общих принципов налогообложения в Российской Федерации и приоритете федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации принимаемые последним нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов не должны противоречить федеральному законодательству.

Предусматривающим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации и определяющим, в частности, местные налоги, а также органы, их устанавливающие, Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) сбор за осуществление земельным комитетом и кадастровым бюро государственных функций не установлен.

Утвержденное же приказом от 26 ноября 1992 г. первого заместителя Председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству при Правительстве Российской Федерации Положение о кадастровом бюро в составе районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, которым предусматривается (п. 5) оказание платных услуг, судом обоснованно на основании ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации не принято во внимание как противоречащее федеральному закону об основах налоговой системы.

При таких обстоятельствах решение Кемеровского областного суда оставлено без изменения.