3. В соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные по определенным основаниям с военной службы, оплачивают установку квартирных телефонов и вносят абонентную плату за пользование квартирными телефонами в размере 50 процентов

(Решение Верховного Суда Российской Федерации в извлечении)

Харитонов и Полианчик обратились в Верховный Суд РФ с жалобами о признании недействительным (незаконным) п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (в ред. постановления Правительства РФ от 11 октября 1997 г.), согласно которому установленное ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и граждан на оплату установки квартирных телефонов и внесение абонентной платы за пользование квартирными телефонами в размере 50 процентов реализуется путем возмещения им воинскими частями, предприятиями, учреждениями и организациями, в которых они проходят военную службу, либо военными комиссариатами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, соответствующих денежных сумм на основании документов об оплате военнослужащими и гражданами указанных услуг в полном размере.

Заявители сослались на противоречие этого пункта постановления п. 9 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г.), согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в частности, оплачивают в размере 50 процентов установку квартирных телефонов и вносят абонентную плату за пользование квартирными телефонами в размере 50 процентов.

Верховный Суд РФ 12 февраля 1998 г. жалобы удовлетворил по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Указанная в п. 9 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" категория граждан наделена правом на оплату установки квартирных телефонов и внесение абонентной платы за пользование квартирными телефонами в размере 50 процентов.

Это право (социальная льгота), как оно закреплено в норме закона, является непосредственно действующим, т. е. в процессе осуществления его военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные при определенных условиях с военной службы, изначально должны производить оплату установки квартирного телефона и вносить абонентную плату именно в размере 50 процентов.

Согласно п. 9 ст. 15 названного Закона расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, должны производиться за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.

Указания на то, что эти средства подлежат выплате военнослужащим и уволенным с военной службы лицам в качестве возмещения их собственных расходов по оплате приведенных услуг в полном размере, законом не предусмотрено.

Таким образом, средства, выделяемые федеральным органам исполнительной власти из федерального бюджета для покрытия расходов по реализации данной льготы, должны возмещаться предприятиям связи, а не лицам, наделенным непосредственно действующим правом на оплату услуг по установке телефона и по абонентной плате лишь в размере 50 процентов.

Обязанность же по оплате таких услуг в размере 100 процентов от установленных тарифов с правом на последующее получение компенсационных выплат Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" на военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, не возложена.

То, что при реализации этими лицами льготы в части размера оплаты услуг связи (электрической) возмещение из средств федерального бюджета до 100 процентов от установленных тарифов должно быть направлено на погашение расходов предприятий связи, также предусмотрено ст. 30 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. "О связи", согласно которой при предоставлении льгот по оплате услуг связи возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

При таком положении Правительство Российской Федерации не вправе было возлагать на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных при определенных условиях с военной службы, дополнительную обязанность по оплате установки квартирных телефонов и внесению абонентной платы за пользование квартирными телефонами в размере 100 процентов от установленных тарифов с последующей компенсацией этим гражданам 50 процентов размера выплаченных ими сумм.

Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" обязанность по определению порядка возмещения расходов, указанных в п. 9 ст. 15 и п. 5 ст. 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", возложена на Правительство Российской Федерации, не свидетельствует о правомерности порядка, предусмотренного в п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 11 октября 1997 г.). Пункт 7 по существу не соответствует требованиям п. 9 ст. 15 Федерального закона, фактически искажает смысл нормы закона и при этом возлагает на определенную категорию лиц на стадии непосредственной реализации льготы не предусмотренную законом обязанность по оплате услуг электрической связи не в размере 50 процентов, а в полном размере предусмотренных тарифов.

Удовлетворяя поданные заявителями жалобы, суд учитывал то, что порядок возмещения расходов, указанных в п. 9 ст. 15 приведенного Закона, определенный п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. (до внесения в него изменений), соответствовал п. 9 ст. 15 Федерального закона, поскольку предусматривал механизм возмещения расходов (связанных с предоставлением льгот) именно организациям (предприятиям) связи, а не лицам, имеющим такие льготы по оплате услуг связи.

Представитель Правительства Российской Федерации в судебном заседании сослался также на то, что большая часть предприятий связи в настоящее время акционирована и это привело к затруднениям в реализации прав по льготной оплате услуг связи в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. (до внесения изменений постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г.).

Однако данное обстоятельство не может служить основанием для принятия Правительством Российской Федерации постановления, которое противоречит Федеральному закону, изменяет его смысл.

В случае необходимости Правительство Российской Федерации вправе воспользоваться предусмотренным ст. 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы и внести в Государственную Думу соответствующий законопроект об изменении п. 9 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г.).

Удовлетворяя жалобу, Верховный Суд РФ также учитывал и то, что для реализации льготы приведенной категории лиц по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование квартирными телефонами из федерального бюджета средства фактически не выделялись.

Этот факт подтвердил представитель Министерства обороны Российской Федерации и не оспаривал в судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации.

Поскольку обжалуемый заявителями п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 11 октября 1997 г.) незаконно возлагает на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных при определенных условиях с военной службы, обязанность по оплате установки квартирных телефонов и внесению абонентной платы за пользование квартирными телефонами в размере 100 процентов, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" признал это положение правового акта недействительным (незаконным).