1. Несоблюдение требований о государственной регистрации нормативного правового акта и обязательности его опубликования влечет признание этого акта недействующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации

(Решение Верховного Суда Российской Федерации в извлечении)

Федерация профсоюзов авиадиспетчеров России обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Ковалева о признании недействительным приказа Федеральной авиационной службы России от 21 ноября 1996 г. N 102 "О внесении дополнений и изменений в НПП ГА-85 и технологии работы диспетчеров службы движения ГА". По мнению заявителя, оспариваемый приказ носит правовой нормативный характер, затрагивает права и охраняемые законом интересы авиационных диспетчеров России и в связи с этим подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликованию для всеобщего сведения. Однако в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" он не зарегистрирован, а поэтому не подлежит применению. Кроме того, оспариваемый приказ в силу п. 3.4 Тарифного соглашения от 2 мая 1996 г. подлежал согласованию с профсоюзом авиадиспетчеров, чего также не сделано.

Представитель Федеральной авиационной службы России с заявленным требованием по существу согласился и не отрицал того обстоятельства, что оспариваемый приказ на государственную регистрацию не направлялся.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации подтвердил, что приказ Федеральной авиационной службы России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялся. Утверждать в судебном заседании о необходимости его государственной регистрации без рассмотрения всех материалов по этому вопросу и в отсутствие соответствующего заключения правовой экспертизы он не мог, но не исключил обязанности Федеральной авиационной службы России регистрировать приказ.

Верховный Суд РФ 11 марта 1998 г. требование заявителей удовлетворил по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 упомянутого Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как установил суд, приказом Федеральной авиационной службы России от 21 ноября 1996 г. N 102 внесены дополнения и изменения в НПП ГА-85, утвержденные Министерством гражданской авиации СССР, носящие нормативный правовой характер и затрагивающие права граждан. Этим же приказом внесены изменения и в технологию работы диспетчеров службы движения гражданской авиации, которые непосредственно касались их прав и выполнения должностных обязанностей. Данный приказ, наряду с нормами технического порядка, установил общие правила деятельности диспетчерской службы и рассчитан на неоднократное применение, т. е. обладает всеми признаками нормативного правового акта.

Однако, несмотря на требования, содержащиеся в названном Указе Президента Российской Федерации, а также Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, о необходимости государственной регистрации и опубликования в установленном порядке такого рода правовых актов, оспариваемый приказ государственную регистрацию не прошел и не был официально опубликован.

Кроме того, упомянутый приказ согласно п. 3.4 Тарифного соглашения подлежал согласованию с профсоюзом авиадиспетчеров России, но этого сделано не было.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались в суде представителем Федеральной авиационной службы России. При таких данных приказ Федеральной авиационной службы России, как принятый с нарушением требований действующего законодательства, подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня его издания.