1. Военнослужащие в соответствии с законом обеспечиваются жилыми помещениями по месту службы, и командование обязано обеспечить это право всякий раз при изменении места жительства военнослужащим и членами его семьи при переездах к новому месту службы

(Извлечение)

Подполковник Лапухин как не обеспеченный жилым помещением по месту службы в г. Томске перед увольнением по достижении предельного возраста пребывания на военной службе обратился к командованию с рапортом, в котором поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в г. Томске или в г. Новосибирске в обмен на квартиру, выделенную ему по прежнему месту службы в п. Шилово Новосибирской области.

В данной просьбе Лапухину отказали, а затем он был уволен с военной службы как достигший предельного возраста.

Считая, что командование не имело права уволить его с военной службы без предоставления жилья по последнему месту службы, Лапухин обратился с жалобой в военный суд Томского гарнизона о восстановлении его на военной службе в прежней должности и предоставлении ему и членам его семьи жилой площади по последнему месту службы в г. Томске по нормам, установленным законодательством.

Суд в удовлетворении требований заявителя отказал.

Военный суд Сибирского военного округа решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Лапухина о признании его увольнения с военной службы незаконным оставил без изменения.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений.

Военная коллегия Верховного Суда РФ 2 апреля 1998 г. протест удовлетворила, указав следующее.

Военный суд гарнизона решение мотивировал тем, что при увольнении Лапухина с военной службы на основании ч. 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями) командованием не были нарушены требования п. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями), так как он имеет благоустроенную квартиру по прежнему месту службы в п. Шилово Новосибирской области.

Однако этот вывод суда противоречит закону и ущемляет право военнослужащего на получение жилья по месту службы.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих"1 государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.

Таким образом, государство обеспечивает предоставление жилых помещений военнослужащим и членам их семей после каждого переезда к новому месту службы.

Как видно из материалов дела, по прибытии к новому месту службы в г. Томск Лапухин и члены его семьи были приняты на учет в воинской части и в квартирно-эксплуатационной части района как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, что подтверждало намерение должностных лиц обеспечить жилищные права Лапухина и его семьи в г. Томске.

Узнав о предстоящем увольнении в запас и понимая, что препятствием для реализации права на жилище в г. Томске является несданная квартира по прежнему месту службы, Лапухин обратился к командованию с рапортом о замене указанного жилья на квартиру в г. Томске или г. Новосибирске, но получил отказ, несмотря на признание жилищной комиссией и командиром воинской части факта необеспеченности его жильем по последнему месту службы.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 15 упомянутого Закона командование обязано предоставить жилые помещения военнослужащим и членам их семей после каждого переезда к новому месту службы.

Что касается просьбы заявителя о восстановлении его на военной службе в прежней должности, то она не подлежит удовлетворению, поскольку с военной службы он был уволен обоснованно, с соблюдением требований абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", но с нарушением права на получение жилья по месту службы, которое и подлежит в данном случае восстановлению.

При таких обстоятельствах Военная коллегия изменила судебные решения и обязала командира воинской части восстановить нарушенное право офицера Лапухина на жилье путем предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по последнему месту службы по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством, в остальной части судебные решения оставила без изменения.

_______________

1

Аналогичная норма содержится в принятом 27 мая 1998 г. Федеральном законе "О статусе военнослужащих".

Купите в подарок: Игровой стол DFC Toronto аэрохоккей с доставкой по России