2. Увольнение сотрудника органов внутренних дел с работы по основанию, не предусмотренному Законом РСФСР "О милиции", признано неправильным

(Извлечение)

Приказом Министра внутренних дел Удмуртской Республики от 15 июля 1996 г. Щенин уволен из органов внутренних дел на основании п. "л" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

Щенин обратился в суд с иском об отмене приказа об увольнении из органов внутренних дел, восстановлении его на службе в должности дежурного дежурной части отдела внутренних дел Глазовского района, считая, что таких проступков он не совершал.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики Щенину в иске отказано.

В кассационной жалобе Щенин просил об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 апреля 1998 г. решение суда отменила, указав следующее.

Перечень оснований, по которым сотрудник милиции может быть уволен со службы, приведен в ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (с изменениями и дополнениями). Возможность увольнения за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, названная норма Закона не предусматривает. Данное основание (по которому уволен истец) установлено п. "л" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I.

Между тем в силу ст. 19 Закона РСФСР "О милиции" другие основания увольнения, не перечисленные в этой статье, должны быть предусмотрены законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1978 года (в редакции, действовавшей на период принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел) под законом понимался закон, принятый с соблюдением предусмотренных для этого правил и процедур.

Согласно ст.ст. 111, 117 названной Конституции закон Российской Федерации считался принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палат; закон Российской Федерации подписывался и обнародовался в течение 14 дней Президентом Российской Федерации, который вправе был вернуть его до истечения указанного срока для повторного рассмотрения.

В отличие от закона, постановления принимались одной из палат, при необходимости передавались в другую палату и при одобрении ею приобретали силу постановления Верховного Совета Российской Федерации (ст. 112 упомянутой Конституции).

Таким образом, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, исходя из формы и процедуры его принятия, не может рассматриваться в качестве закона. В связи с этим нельзя признать, что указанное в п. "л" ст. 58 Положения, утвержденного этим постановлением, дополнительное основание увольнения сотрудника милиции установлено законом, как того требует ст. 19 Закона РСФСР "О милиции".

Предусмотренное ст. 20 Закона РСФСР "О милиции" правило о том, что порядок и иные условия службы в милиции регулируются Положением о службе в органах внутренних дел, утверждаемым Верховным Советом РСФСР, не означает возможности установления данным Положением дополнительных оснований для увольнения сотрудников милиции. Упомянутая специальная норма допускает такую возможность только на основании закона.

Следовательно, Щенин уволен из органов внутренних дел по основанию, не предусмотренному законом. Поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отмене приказа об увольнении истца и восстановлении его в прежней должности без передачи дела в этой части на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение по этим требованиям, установлены на основании имеющихся в деле материалов.