НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ,

ПСИХОТРОПНЫМИ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИМИ И ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в 3,5 раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции распространения их число в России уже в будущем году может превысить уровень в 3 млн. человек. Особое беспокойство вызывает рост числа наркоманов среди школьников и студентов (в 6-8 раз за последние четыре года), а также среди женщин (в 6,5 раза за последние десять лет). Перестало быть большой редкостью употребление наркотиков и в Вооруженных Силах.

Рост потребления наркотических средств и психотропных веществ неразрывно связан с ростом преступности. Наркотики, как известно, требуют больших денег, которые в подавляющем большинстве случаев не добываются легальным путем. Не случайно поэтому в ряде регионов из десяти имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами. Всего же, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, увеличилось в период с 1991 по 1996 год в пять раз (с 19 321 до 96 645), а в 1997 году по сравнению с предыдущим годом оно возросло еще почти вдвое и составило около 185 тыс. Среди учтенных правонарушений преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, становятся одними из наиболее распространенных.

Отражая положение с состоянием преступности, постоянно возрастает и судимость. Если в 1991 году за преступления, связанные с наркотиками, было осуждено 9134 человека, то в 1996 году - 45 675 человек. В 1997 году число лиц, осужденных по делам этой категории, составило 71 045 человек, или на 43,6% больше, чем в предыдущем году.

В условиях активного распространения наркомании и роста связанных с ней преступлений большое значение имеет правильное применение судами и правоохранительными органами законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

27 апреля 1993 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами", в котором дал разъяснения по ряду неясных и спорных вопросов, возникавших у судов при рассмотрении дел этой категории. Постановление оказало судам большую помощь в работе и способствовало единообразию судебной практики. Однако в связи с обновлением законодательства, предусматривающего ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, в судебной практике вновь возникли вопросы, требующие разъяснения. Кроме того, некоторые рекомендации, содержащиеся в постановлении от 27 апреля 1993 г., перестали в изменившихся условиях удовлетворять суды. Все это вызвало необходимость еще раз обсудить на Пленуме практику судов по делам указанной категории.

В порядке подготовки к Пленуму некоторые Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды (всего в 41 регионе) изучили практику применения судами уголовных норм об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ и сообщили, какие неясные или спорные вопросы возникают у судов по делам этой категории. Для ознакомления с работой судов по рассмотрению дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 228-234 УК РФ, в регионы выезжали судьи Верховного Суда РФ. Всего было изучено около 5200 дел в отношении примерно 5400 лиц.

На основании обобщенных материалов и с учетом вопросов, которые, по мнению судов, нуждаются в разъяснении, Пленум Верховного Суда РФ 27 мая 1998 г. принял постановление "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами". В нем сохранились проверенные временем положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. Само же это постановление признано утратившим силу.

Прежде всего Пленум обратил внимание судов на существенное обстоятельство, связанное с принятием 8 января 1998 г. Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Если раньше списки наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, которыми суды должны руководствоваться при рассмотрении дел этой категории, издавались Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, то теперь в соответствии с названным Законом Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, т. е. веществ, часто используемых при зготовлении, переработке и производстве этих средств и веществ, утверждается Правительством Российской Федерации. Издание списков сильнодействующих и ядовитых веществ по-прежнему является компетенцией Постоянного комитета.

По общему правилу в качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения (ст. 79 УПК РСФСР). Однако Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" из этого правила сделано исключение, а именно: в силу упомянутого Закона экспертиза с использованием наркотических средств и психотропных веществ или для их идентификации может проводиться в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Проведение таких экспертиз разрешается также юридическим лицам, но лишь при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.

В отличие от УК РСФСР в действующем УК РФ не предусмотрена ответственность за повторное либо неоднократное приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, в связи с чем на практике возник вопрос, как в таких случаях квалифицировать действия виновных. Одни суды все содеянное квалифицируют по ч. 1 ст. 228 УК РФ, другие же по этой статье - каждый эпизод в отдельности.

Например, по делу К., признанного виновным по двум эпизодам незаконного приобретения и хранения наркотических средств в крупном размере без цели сбыта, Советский районный суд г. Нижнего Новгорода дважды квалифицировал действия осужденного по ч. 1 ст. 228 УК РФ и назначил ему наказание по совокупности преступлений.

Такая позиция ошибочна, так как она противоречит ст. 17 УК РФ, в соответствии с которой совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи Уголовного кодекса.

Исходя из этого в постановлении Пленума разъясняется, что действия виновного, выразившиеся в неоднократном приобретении или хранении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере без цели их сбыта, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Значительные трудности вызывает на практике определение понятий изготовления и переработки наркотических средств или психотропных веществ.

В постановлении Пленума от 27 апреля 1993 г. разъяснялось, что под изготовлением следует понимать любые действия, в результате которых были получены готовые к употреблению наркотические средства, а также их переработку и рафинирование в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта. Из разъяснения следовало, что переработка - это разновидность изготовления наркотических средств. Однако в УК РФ переработка наркотических средств или психотропных веществ выделена в самостоятельное действие, составляющее объективную сторону преступления. В связи с этим появилась необходимость разъяснить, что понимать под переработкой указанных средств и веществ.

Кроме того, как показало обобщение судебной практики, аналогичные по существу действия суды в одних случаях квалифицируют как незаконные изготовление или переработку наркотических средств или психотропных веществ, в других - исключают из обвинения.

Вот несколько примеров.

Я. оборвал на окраине города стебли дикорастущей конопли, измельчил ее и хранил для собственного употребления. Марксовский районный суд Саратовской области пришел к выводу о виновности Я. в изготовлении наркотических средств и осудил его по п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ.

М. было предъявлено обвинение в том, что он собрал в степи дикорастущую коноплю, высушил ее и хранил дома, не имея цели сбыта. Органы предварительного расследования его действия квалифицировали как незаконное изготовление наркотических средств в крупном размере. Однако Кировский районный суд г. Саратова не согласился с этим и признал его виновным только в приобретении и хранении наркотических средств без цели сбыта.

Индустриальным районным судом г. Перми Т. был осужден по совокупности ч. 1 ст. 228 и п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ за приобретение, хранение и изготовление 2,5 грамма марихуаны. Действия осужденного, начинившего измельченной марихуаной гильзы двух папирос, суд расценил как изготовление наркотического средства.

Противоположную позицию занял этот же суд по делу Б., указав в приговоре, что заполнение марихуаной освобожденной от табака гильзы сигареты нельзя считать изготовлением наркотического средства.

Незаконным изготовлением наркотического средства Курганский районный суд Курганской области счел действия С., который, приобретя наркотическое средство - опий, смешал его в кружке с водой, ангидридом уксуса и довел до кипения, после чего полученной смесью намеревался сделать себе инъекцию, но был задержан сотрудниками милиции.

В то же время Дербентский районный суд Республики Дагестан не признал виновным в изготовлении наркотических средств А., который совершил аналогичные действия. Суд указал в приговоре, что А. не изготовил наркотическое средство, а приготовил его для употребления.

Подобные примеры можно было бы продолжить.

Как же должен правильно решаться вопрос о наличии или отсутствии в действиях подсудимого состава незаконного изготовления или незаконной переработки наркотических средств или психотропных веществ?

Исходя из определения понятий изготовления и переработки, содержащихся в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах", Пленум разъяснил, что под незаконным изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом по смыслу закона как изготовление надлежит квалифицировать и производство наркотических средств или психотропных веществ, т. е. действия, направленные на их серийное получение.

Под незаконной переработкой наркотических средств или психотропных веществ следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

Таким образом, по каждому делу, по которому лицу предъявлено обвинение в незаконном изготовлении или незаконной переработке наркотических средств или психотропных веществ, следует устанавливать, включено ли изготовленное средство или вещество в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является ли оно готовым к использованию и потреблению, какие наркотические средства или психотропные вещества и в какой концентрации содержатся в препарате после его очистки от посторонних примесей либо после совершения действий, направленных на повышение в нем концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

Выяснение всех этих обстоятельств связано с определенными трудностями, поэтому Пленум рекомендовал судам в необходимых случаях располагать экспертными заключениями о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки.

Из одного и того же исходного материала могут быть получены последовательно несколько видов наркотических средств или психотропных веществ. Например, из опийного мака получают наркотик в виде маковой соломы, из нее, в свою очередь, можно изготовить экстракт, который также является наркотическим средством, из свернувшегося сока мака - опия готовится ацетилированный опий и т. д.

В связи с этим Пленум разъяснил, что незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ надлежит квалифицировать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению указанных средств или веществ, а незаконную переработку - с начала совершения действий, направленных на рафинирование либо повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ.

Пожалуй, одним из самых спорных вопросов в практике рассмотрения дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, является вопрос незаконной перевозки названных средств и веществ и отграничения этого состава преступления от незаконного их хранения во время поездки.

Например, по приговору Ленинского районного суда г. Саратова Б. признан виновным в незаконных приобретении, хранении и перевозке наркотического средства в крупном размере, совершенных при следующих обстоятельствах. Около городского рынка Б. приобрел у не установленного следствием лица без цели сбыта пакетик с марихуаной весом 2,5 грамма, положил его в карман куртки и доехал на троллейбусе до остановки "Техучилище", где и был задержан работниками милиции.

В то же время Железнодорожный районный суд Ульяновской области постановил оправдательный приговор в отношении обвиняемого по п. в" ч. 3 ст. 228 УК РФ К., который приобрел у не установленного следствием лица наркотическое средство - опий и поехал на трамвае домой. Мотивируя принятое решение, суд указал в приговоре, что сразу после приобретения опия К. поехал домой, намерения сбыть опий не имел, приобрел его для личного потребления, поэтому поездка на трамвае с незаконно приобретенным наркотиком не может рассматриваться как перевозка.

Некоторые суды квалифицируют как незаконную перевозку действия, связанные с переноской при себе наркотических средств. Так, Октябрьским районным судом г. Иркутска П. был осужден занезаконные приобретение, хранение и перевозку наркотического средства - опия в количестве 3,8 грамма. Приобретя у не установленного следствием лица наркотик, П. положил его в карман одежды и шел по улице. Суд признал, что П. незаконно перевозил опий.

По приговору Ленинского районного суда г. Новосибирска А. Был признан виновным в том, что, находясь в следственном изоляторе, приобрел у не установленного следствием лица опий в количестве 3 граммов, который незаконно хранил, а затем перевез.

Судебная коллегия по уголовным делам Новосибирского областного суда отменила приговор в части осуждения А. за незаконную перевозку наркотического средства. Кассационная инстанция указала, что органы предварительного расследования перевозили А. из следственного изолятора, где он содержался под стражей, на место совершения преступления для выполнения следственных действий. В это время пакетик с опием находился у него в подкладке олимпийки, сам же он был в наручниках. При таких обстоятельствах в действиях А. отсутствует незаконная перевозка наркотического средства. Перенос же при себе наркотика не образует состава перевозки и является разновидностью незаконного хранения.

И все же при всем различии в подходе к решению указанной проблемы результаты обобщения позволяют выделить основные критерии, которыми руководствуется большинство судов, признавая наличие в действиях осужденных состава незаконной перевозки наркотических средств или психотропных веществ. Это - обязательное использование транспортного средства, количество наркотика, превышающее, как правило, одноразовую дозу потребления, более или менее значительный объем в случаях, когда предметом преступления являются наркотикосодержащие растения, сокрытие наркотического средства или психотропного вещества (под сиденьем автомашины, в багажнике и т. п.). Исходя из этого Пленум разъяснил, что под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства и в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Учитывая позицию большинства судов, Пленум посчитал возможным сохранить содержавшееся в постановлении Пленума от 27 апреля 1993 г. разъяснение о том, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления. При этом вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела.

Как показали результаты обобщения, суды в целом не испытывают трудностей в квалификации действий виновных, связанных со сбытом наркотических средств или психотропных веществ. Исключение составляют случаи, когда сбыт осуществляется путем введения инъекций. Некоторые суды ошибочно полагают, что, если одно лицо вводит другому лицу инъекцию наркотического средства или психотропного вещества, оно подлежит ответственности за сбыт независимо от того, кому принадлежит указанное средство или вещество: лицу, которое его ввело, или самому потребителю.

Ж. и В. пришли к своему знакомому И. и у него дома изпринесенного ими с собой опия изготовили ацетилированный опий. Этот раствор И. по просьбе Ж. и В. ввел им внутривенно.

Заельцовский районный суд Новосибирской области осудил И. за сбыт наркотических средств.

Судебная коллегия по уголовным делам Новосибирского областного суда совершенно правильно приговор в отношении И. в этой части отменила и дело прекратила по тем основаниям, что наркотик ему не принадлежал, он его не сбывал, а лишь оказал содействие Ж. и В. в потреблении наркотического средства, что в соответствии с действующим законодательством не является преступлением.

Имея в виду, что подобные случаи не единичны, Пленум обратил внимание судов на то, что не может квалифицироваться как незаконный сбыт введение одним лицом другому лицу инъекций наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю.

Не всем судам ясно, как квалифицировать действия лица, которое незаконно приобрело, хранило без цели сбыта наркотическое средство или психотропное вещество в крупном размере, а затем перевезло его или переслало? В соответствии с законом эти действия образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ и п. "в" ч. 3 этой же статьи. Между тем одни суды неправильно считают, что все содеянное должно квалифицироваться только по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение более тяжкого преступления. Другие суды действия лица, квалифицированные органами предварительного расследования по п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ, не направляют дело на доследование, сами дополнительно квалифицируют по ч. 1 ст. 228 УК РФ. Тем самым необоснованно ухудшается положение осужденного, поскольку, разделив предъявленное по одной статье обвинение на два, суд вынужден при назначении наказания руководствоваться требованиями ст. 69 УК РФ о сложении наказаний по совокупности преступлений.

Как же должен поступить суд, если органами предварительного расследования действия, вмененные в вину подсудимому, ошибочно квалифицированы только по п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ? В этом случае, если не принимается решение о направлении дела на дополнительное расследование, суд может постановить приговор лишь в пределах предъявленного обвинения, т. е. по п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ.

Учитывая, что законом не предусмотрена ответственность за приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, Пленум разъяснил, что действия виновных в таких случаях следует квалифицировать по ч. 1 ст. 228 УК РФ как незаконное приобретение или хранение без цели сбыта указанных средств или веществ в крупном размере. По тем же основаниям действия лица, совершившего хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, надлежит квалифицировать по п. "б" ч. 3 ст. 229 УК РФ как хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере.

В УК РФ по сравнению с ранее действовавшим Уголовным кодексом существенно изменено содержание уголовно-правовой нормы, предусматривающей возможность освобождения лица от ответственности за незаконное приобретение, хранение, изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (примечание к ст. 228 УК РФ). Если прежде лицо, добровольно сдавшее наркотик либо добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, могло быть освобождено от ответственности за приобретение сданных средств либо за приобретение, хранение, перевозку и пересылку потребленных наркотических средств, то в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за совершение любого из преступлений, предусмотренных чч. 1-4 этой статьи (а в их числе и такого, которое законом отнесено к категории особо тяжкого). Однако при этом лицо должно не только добровольно сдать наркотическое средство или психотропное вещество, но и активно способствовать раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.

Дав общее определение понятия добровольной сдачи наркотических средств или психотропных веществ, Пленум, исходя из содержания ст. 170 УК РСФСР, регламентирующей порядок производства обыска и выемки, указал, что как добровольную сдачу этих средств или веществ следует считать, в частности, выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска.

В практике расследования и рассмотрения дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возник вопрос: может ли быть освобождено от ответственности на основании примечания к ст. 228 УК РФ лицо, хотя и не сдавшее наркотические средства или психотропные вещества в связи с отсутствием у него таковых, но активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем? Пленум на этот вопрос дал утвердительный ответ.

Установив ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в небольшом, крупном и особо крупном размерах, законодатель не определил критерии отнесения указанных средств и веществ к названным размерам. Это вызывает в судебной практике определенные трудности, преодолеть которые призваны публикуемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков таблицы с заключениями об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количества наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте. Приведенные в таблицах сведения о размерах носят рекомендательный характер, однако, как показало обобщение, большинством судов они воспринимаются не как рекомендации, а в качестве обязательных к исполнению. При этом суды, как правило, не мотивируют выводы о размерах наркотических средств или психотропных веществ, хотя это обстоятельство в соответствии с требованием уголовно-процессуального закона подлежит доказыванию наряду с другими обстоятельствами преступления.

Пленум посчитал необходимым обратить внимание судов на то, что вопрос об отнесении наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному или особо крупному размеру должен решаться в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков; выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре.

В соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Российской Федерации запрещается культивирование опийного мака, кокаинового куста, а также конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств. Конкретные сорта конопли и другие растения, запрещенные к возделыванию, содержатся в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В связи с отсутствием в прежнем Уголовном кодексе термина "культивирование" появилась необходимость в разъяснении того, что понимать под культивированием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Как разъяснил Пленум, культивирование означает возделывание наркотикосодержащих растений и включает в себя их посев и выращивание. Наряду с этим под культивированием следует понимать также совершенствование технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведение новых сортов, повышение их урожайности, развитие устойчивых к неблагоприятным погодным условиям, уход за дикорастущими растениями (например, рыхление почвы, полив) и т. д.

Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г., незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ через таможенную границу Российской Федерации подлежит дополнительной квалификации как контрабанда. Это разъяснение, в том числе в отношении психотропных веществ, сохранено и во вновь принятом постановлении.

В связи с введением в УК РФ статьи, устанавливающей ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, Пленум разъяснил, что под незаконной выдачей рецепта следует понимать выдачу рецепта с нарушением установленных правил оформления или содержащего назначения наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний. Что касается иных документов, то к ним относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т. п. Для квалификации по ст. 233 УК РФ как оконченного преступления действий лица, незаконно выдавшего либо подделавшего рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе средство или вещество. Получение по поддельному рецепту или иному подделанному документу наркотических средств или психотропных веществ должно дополнительно квалифицироваться как незаконное приобретение этих средств или веществ.

Ответственность по ч. 4 ст. 234 УК РФ за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ наступает в случаях, когда такое нарушение повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда. Пленум разъяснил, что причинение такого вреда может выражаться в заболевании человека, загрязнении ядовитыми веществами окружающей природной среды, приостановке на длительный срок производственного процесса, возникновение пожара и т. д. Одновременно внимание судов обращено на то, что причинение по неосторожности смерти либо тяжкого вреда здоровью человека не охватывается составом ч. 4 ст. 234 УК РФ. В этих случаях действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 234 УК РФ и соответствующими частями ст. 109 или ст. 118 УК РФ.

С учетом масштабов негативных последствий наркомании борьба с незаконным оборотом наркотиков ведется в ряде стран самыми жесткими средствами. Достаточно строги и санкции статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами. Между тем данные судебной статистики и результаты обобщения судебной практики позволяют говорить об определенной недооценке некоторыми судами общественной опасности этих преступлений. Более чем к 60% осужденных было применено условное осуждение. Имея в виду, что среди лиц, осужденных за указанные преступления, примерно 70% составили лица, признанные виновными в незаконном приобретении или хранении наркотиков без цели сбыта, это обстоятельство вроде бы не должно вызывать беспокойства, однако имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что по ряду дел ст. 73 УК РФ применялась без учета обстоятельств, отягчающих наказание, и данных о личности осужденного, а то и вопреки закону.

А., осужденный в 1996 году по ч. 3 ст. 224 УК РСФСР к полутора годам лишения свободы условно, вновь был осужден 9 июня 1997 г. Бобровским районным судом Воронежской области по пп. "б", "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ к пяти годам лишения свободы, а по совокупности приговоров - к шести годам лишения свободы условно с испытательным сроком пять лет.

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга осудил на три года лишения свободы условно Н., признав его виновным в том, что он незаконно приобрел с целью сбыта 800 пакетиков с наркотиками, из которых сбыл 700 за 5 млн. рублей (в ценах 1997 года).

Т. признан виновным в том, что у не установленного следствием лица приобрел с целью сбыта наркотическое средство - опий весом 1 кг 446 граммов, который пытался передать другому лицу, но был задержан работниками милиции. Ленинским районным судом г. Омска Т. осужден по п. "в" ч. 3 ст. 228 УК РФ к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года.

По приговору Октябрьского районного суда г. Барнаула П. осуждена по ч. 1 ст. 232 УК РФ к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Как видно из материалов дела, она систематически предоставляла свою квартиру за деньги для употребления наркотиков молодым людям, характеризуется крайне отрицательно, страдает опийной наркоманией, нигде не работает.

И такие примеры не единичны.

Обобщение судебной практики показало, что во многих случаях суды недостаточно используют положения закона о назначении наркоманам принудительного лечения. В связи с этим Пленум обратил внимание судов на необходимость по каждому делу, связанному с потреблением подсудимым наркотических средств или психотропных веществ, выяснять, нуждается ли он в лечении от наркомании. При назначении условного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, Пленум рекомендовал в каждом случае обсуждать вопрос о возложении на него обязанности по прохождению курса лечения от наркомании. Неисполнение условно осужденным в течение испытательного срока указанной обязанности может служить основанием для решения в установленном законом порядке вопроса об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Имеющиеся данные свидетельствуют о неудовлетворительной работе органов дознания и следствия по выявлению источников приобретения наркотиков и каналов их сбыта.

По многим делам, рассмотренным судами Ставропольского края, Астраханской, Новосибирской, Саратовской и ряда других областей, лица, привлеченные к ответственности за незаконное приобретение наркотических средств, называли конкретные места, где они их покупали, однако никаких мер к установлению сбытчиков наркотиков работники милиции практически не принимали. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев суды на указанные недостатки в работе правоохранительных органов никак не реагировали.

В связи с этим и учитывая высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, Пленум рекомендовал судам во всех необходимых случаях реагировать путем вынесения частных определений (постановлений) на установленные в ходе судебного разбирательства причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, а также на недостатки в деятельности органов дознания и предварительного следствия по выявлению организаторов преступных группировок, источников приобретения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ и каналов их сбыта.

В.И.РАДЧЕНКО,

Первый заместитель Председателя

Верховного Суда Российской Федерации

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 мая 1998 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, суды должны руководствоваться утвержденным Правительством Российской Федерации Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с сильнодействующими или ядовитыми веществами, - Списками сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемыми независимым экспертным органом - Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Вопрос о размере (небольшом, крупном, особо крупном) находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ решается судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержденный 30 июня 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации), опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 1998 год, N 27, ст. 3198.

Редколлегией Бюллетеня принято решение довести до сведения судебно-следственных работников и экспертов (путем публикации в данном номере Бюллетеня) новые Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденные Постоянным комитетом по контролю наркотиков, а также взамен ранее опубликованной (в N 8 Бюллетеня за 1997 год) и утратившей силу новую "Сводную таблицу заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте" (по состоянию на 1 мая 1998 г.) и дополнения к ней.

СПИСКИ

СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ*

По состоянию на 1 июня 1998 г.
(Утверждены Постоянным комитетом по контролю наркотиков
22 апреля 1998 г., протокол N 2/64-98)

СПИСОК N 1

СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Алимемазин

Аллобарбитал

Альпразолам

Амизил

Барбитал

Барбитал натрия

Бензонал

Бромазепам

Бромизовал

Бротизолам

Буталбитал

Бутобарбитал

Винилбитал

Делоразепам

Диазепам, Сибазон, Седуксен

Камазепам

Кетазолам

Клобазам

Клоксазолам

Клоназепам

Клоразепат

Клотиазепам

Клофелин

Левомепромазин

Лопразолам

Лоразепам

Лорметазепам

Медазепам

Мепробамат

Метилприлон

Метилфенобарбитал

Метилэфедрин

Мидазолам

Ниметазепам

Нитразепам

Нордазепам

Оксазепам

Оксазолам

Пемолин

Пиназепам

Пиперидин

Пировалерон

Празепам

Пропилгекседрил

Псевдоэфедрин

Псевдоэфедрина комбинированные лекарственные средства

1. Капсулы (парацетамола 0,25 г; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,03 г; хлорфенирамина малеата 0,00625 г; декстрометорфана гидробромида 0,01 г).

2. Капсулы (парацетамола 0,25 г; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,03 г; хлорфенирамина малеата 0,002 г; декстрометорфана гидробромида 0,01 г).

3. Капсулы (парацетамола 0,25 г; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,03 г; доксиламина сукцината 0,00625 г; декстрометорфана гидробромида 0,01 г).

4. Порошки (парацетамола 0,65 г; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,06 г; декстрометорфана гидробромида 0,02 г; хлорфенирамина малеата 0,004 г).

5. Порошки (парацетамола 0,65 г; хлорфенирамина 0,004 г;псевдоэфедрина гидрохлорида 0,06 г).

6. Сироп (парацетамола 0,0338 г/мл; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,002 г/мл; декстрометорфана гидробромида 0,001 г/мл).

7. Сироп (псевдоэфедрина гидрохлорида 0,03 г/5 мл; трипролидина гидрохлорида 0,000125 г/5 мл).

8. Сироп (парацетамола 0,0338 г/5 мл; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,0202 г/5 мл; декстрометорфана гидробромида 0,001 г/5 мл).

9. Сироп-микстура (псевдоэфедрина гидрохлорида 0,03 г; гвайфенезина гидрохлорида 0,1 г).

10. Раствор для питья (псевдоэфедрина гидрохлорида 0,08 г/5 мл; бромгексина 0,004 г/5 мл).

11. Таблетки (псевдоэфедрина гидрохлорида 0,06 г; трипролидина

гидрохлорида 0,0025 г).

12. Таблетки (ибупрофена 0,2 г; псевдоэфедрина гидрохлорида 0,03 г).

13. Таблетки (псевдоэфедрина гидрохлорида 0,06 г; трипролидина гидрохлорида 0,0025 г).

14. Таблетки (псевдоэфедрина гидрохлорида 0,06 г; бромгексина 0,008 г).

Рожки спорыньи эрготаминового штамма

Рожки спорыньи эрготоксинового штамма

Реладорм

Секбутабарбитал

Секобарбитал

Сиднокарб-мезокарб

Сиднофен

Солутан

Темазепам

Теофедрин

Тетразепам

Тиопентал натрия

Толуол

Трава эфедры

Трамадол

Тизерцин, Левомепромазин

Фенкамфамин

Фенобарбитал

Фенэтиллин

Флудиазепам

Флунитразепам

Флуразепам

Халазепам

Халоксазолам

Хлордиазепоксид

Хлороформ

Хлороформ для наркоза

Хлорэтил

Цефедрин

Циклобарбитал и его соли

Циклодол

Эргометрин

Эргометрина малеат

Эрготал

Эрготамин

Эрготамина тартрат

Эстазолам

Этил лофлазепат

Этиловый эфир

Этинамат

Этхлорвинол

Эфедрина Гидрохлорид и другие соли эфедрина

Эфир для наркоза

Эфир для наркоза стабилизированный

Эфир медицинский

О-хлорбензилиденмалонодинитрил (только вещество без дозированных форм)

1-Фенил-2-Пропанон

Синтетический этиловый спирт - синтетический этанол (не разрешен для медицинских и пищевых целей)

Председатель Постоянного комитета

по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук,

профессор, академик Э.А.БАБАЯН

Главный ученый секретарь

Комитета Е.А.ЩЕРБАКОВА

________________________

* Списки публикуются без указания химических формул веществ и их синонимов.

 

СПИСОК N 2

ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ

N-Ацетилантраниловая кислота

Аконит

Аконитин

Альдрин

Ангидрид уксусной кислоты

Антраниловая кислота

Ацеклидин

Барий цианистый

Гиосциамин основание

Гиосциамина камфорат

Гиосциамина сульфат

Глифтор

Дильдрин

Жидкость, содержащая хлорид натрия,нитрат уранила,4-хлорбензальдегид

Зарин

Змеиный яд

Кадмий цианистый

Кальций цианистый

Карбахолин

Меркаптофос

Метиловый спирт

Мышьяковистый ангидрид

Мышьяковый ангидрид

Натрия арсенат и его лекарственные формы в разных дозировках

Новарсенол

Пиперональ

Промеран и его лекарственные формы в разных дозировках

Пчелиный яд очищенный

Ртути дийодид

Ртути дихлорид

Ртути оксицианид

Ртути салицилат

Ртути цианид

Сафрол и изосафрол

Серебро цианистое

Синильная кислота

Скополамина гидробромид

Стрихнина нитрат и его лекарственные формы в разных дозировках

Сумма алкалоидов красавки

Тетракарбонил никеля

Трава аконита джунгарского свежая

Фенилуксусная кислота

Фосфид цинка

Фосфор желтый

Хинуклидин-3-бензилат

Хлорпикрин

Цианистый калий, натрий, медь

Цианплав

Циклон

Цинк цианистый

Цинхонин

Экстрат Чилибухи

Этилмеркурхлорид

Этиловая жидкость

Тетраэтилсвинец и его смеси с другими веществами (этиловая жидкость и прочие), кроме этилированных бензинов 3,4-Метилендиоксифенил-2-пропанон

Председатель Постоянного комитета

по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук,

профессор, академик Э.А.БАБАЯН

Главный ученый секретарь

Комитета Е.А.ЩЕРБАКОВА

 

От редакции.

Публикуемые Списки отличаются от изданных Постоянным комитетом по контролю наркотиков Списков лишь тем, что здесь не приводятся химические формулы названий и их синонимы, хотя на них распространяются те же меры контроля, что предусмотрены для веществ, перечисленных в данных Списках.

Вопрос об этих сокращениях согласован с Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Данные Списки имеют ту же юридическую силу, что и Списки с синонимами, утвержденные Постоянным комитетом.

ПРИМЕЧАНИЕ

К СПИСКАМ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Настоящие Списки сильнодействующих и ядовитых веществ составлены с учетом: 1) Списков А и Б, издаваемых Министерством здравоохранения Российской Федерации; 2) особенностей фармакологического действия соответствующих веществ и лекарственных средств на практике; 3) данных из практики судебно-следственных органов, связанной с противоправными действиями с веществами и лекарственными средствами, не отнесенными к наркотическим; 4) соответствующих положений и требований действующих в рамках ООН международных конвенций и протоколов, в первую очередь Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

2. Списки А и Б, издаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеют сугубо профессиональные цели в области лекарственных средств и ставят перед собой задачу только определения порядка хранения, выписки, контроля и применения лекарственных средств, включенных в Списки А и Б.

3. Списки А и Б, издаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, включают в себя лишь разрешенные лекарственные средства и по мере их исключения из Государственного реестра лекарственных средств исключаются из очередного издания Списков А и Б. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков, включают в себя не только лекарственные, но и другие вещества, не разрешенные в качестве лекарственных средств, и при очередных пересмотрах сохраняются в Списках также ранее находившиеся в них лекарственные средства, несмотря на их исключение на определенном этапе из Государственного реестра лекарственных средств. Таким образом, Списки А и Б ограничиваются лишь оценкой лекарственных средств, тогда как Списки сильнодействующих и ядовитых веществ охватывают широкий круг веществ синтетических и природных, в том числе и исключенных из Государственного реестра лекарственных средств.

4. Издание настоящих Списков сильнодействующих и ядовитых веществ ни в коей мере не преследует задач Списков А и Б лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению, не вносит в них каких-либо изменений. Эти Списки действуют самостоятельно, независимо от Списков А и Б, для целей, вытекающих из диспозиций ст. 234 УК РФ.

5. Во всех случаях, когда возникает вопрос: можно ли соответствующее вещество отнести к сильнодействующим или ядовитым в связи с тем, что данное конкретное вещество отсутствует в изданных Списках на определенный период времени, вопрос может решаться экспертно, путем получения заключения Президиума Постоянного комитета по контролю наркотиков.

6. По мере накопления соответствующей информации, вытекающей из положения пункта 5 настоящих примечаний, по веществам, не отнесенным к сильнодействующим и ядовитым данными действующими Списками, в установленном порядке будут вноситься изменения в них.

7. В Списках приводятся основные синонимы. Независимо от того, что в настоящих Списках не приведены какие-либо синонимы перечисленных в Списках веществ, контроль распространяется и на них, какими бы фирменными названиями (синонимами) эти вещества не обозначались.

8. К сильнодействующим веществам относятся не только субстанции, перечисленные в данных Списках, но также и дозированные лекарственные формы при условии, если в состав препарата не входят другие фармакологически активные вещества. Если данный конкретный состав препарата не перечислен в Списках, то вопрос решается экспертным путем в соответствии с пунктом 5 настоящих примечаний. Это положение также распространяется на лекарственные формы в виде свечей (суппозиториев) и на пролонгированные формы (лонг, ретард).

После экспертного заключения ПККН о том, что данный конкретный состав препарата (или соответствующая лекарственная форма - свечи, ретард, лонг) признается сильнодействующим, с этого времени с правовых позиций он является сильнодействующим и с очередным изданием пересмотренных Списков соответственно включается в них.

9. В Списки внесены также изменения, вытекающие из Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и соответственно постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

10. Данные примечания к Спискам имеют ту же юридическую силу, что и сами Списки.

11. Официальные толкования и разъяснения по данным Спискам входят в компетенцию только Постоянного комитета по контролю наркотиков и его Президиума.

После издания данных Списков (по состоянию на 1 июня 1998 г.) ранее изданные Списки утратили юридическую силу.

Председатель Постоянного комитета

по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук,

профессор, академик Э.А.БАБАЯН

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ НАРКОТИКОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К НЕБОЛЬШИМ, КРУПНЫМ И ОСОБО КРУПНЫМ РАЗМЕРАМ КОЛИЧЕСТВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ОБНАРУЖЕННЫХ В НЕЗАКОННОМ ХРАНЕНИИ ИЛИ ОБОРОТЕ по состоянию на 1 мая 1998 г.

(Таблица составлена на основании протоколов заседаний Постоянного комитета по контролю наркотиков № 53/9-96 от 17 декабря 1996 г., № 54/10-96 от 25 декабря 1996 г., № 2/56-97 от 30 апреля 1997 г., № 3/57-97 от 4 июня 1997 г., № 1/63-98 от 18 марта 1998 г.)

№ п/п
Наименование
Размеры в граммах
Небольшие от 0 до
Крупные от.... до включительно
Особо крупные, свыше
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1
Марихуана: высушенная невысушенная
0,1 0,5
0,1- 500,0 0,5-2500,0
500,0 2500,0
2
Гашиш
0,1
0,1-100,0
100,0
3
Смола каннабиса
0,05
0,05- 40,0
40,0
4
Гашишное масло
0,05
0,05- 50,0
50,0
5
Тетрагидроканнабинолы (все изомеры)
0,05
0,05- 5,0
5.0
6
Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.)
0,1 (10 табл. по 0,01 г)
0,1-10,0 (10-1000 табл. по 0,01 г)
10,0 (1000 табл. по 0,01 г)
7
Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин)
0,1
0,1-10,0
10,0
8
Ацетилированный опий
0,05
0,05-5,0
5,0
9
Солома маковая: высушенная невысушенная
0,2 1,0
0,2- 250,0 1,0-1250,0
250,0 1250,0
10
Морфин (основание и соли)
0,01
0,01-1,0 (от1 до 100 ампул 1% р-ра)
1,0 (100 ампул 1% р-ра)
11
Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ)
  до 0,005
0,005
12
Кодеин (основание и соли)
0,2 (12-14 табл. по 0,015)
0,2-10,0 (12-14 табл. по 0,015 -660 табл. по 0,015)
10,0 (660 табл. по 0,015)
13
Промедол
0,03 (3 ампулы 1% р-ра)
0,03-3,0 (3-300 ампул 1% р-ра)
3,0 (300 ампул 1% р-ра)
14
Амфетамин (фенамин) (основание и соли)
0,02
0,02-3,0
3,0
15
Фентанил альфаметилфентанил, ацетилальфаметилфентанил, бетагидрокси-З-метил-фентанил, парафтор-З-метил-фентанил, З-метил-фентанил, суфентанил
  до 0,002 (20 ампул 0,005% р-ра по 2 мл)
0,002 (20 ампул 0,005% р-ра по 2 мл)
16
Ацетилкодеин
0,01
0,01-1,0
1,0
17
Кодтерпин (кодеин 0,015 г, натрия гидрокарбоната 0,25 г, терпингидрата 0,25 г)
12-14 табл.
12-14 табл. — 660 табл.
660 табл.
18
Омнопон (пантопон)
0,03 (3 ампулы 1% р-ра)
0,03-3,0 (3-300 ампул 1% р-ра)
3,0 (300 ампул 1% р-ра)
19
Глютетимид (ноксирон) (основание и соли)
1,5 (6 табл. по 0,25)
. 1,5-25,0 (6-100 табл. по 0,25)
25,0 (100 табл. по 0,25)
20
Эфедрон, Меткатинон (независимо от наличия сопутствующих веществ)
0,02
0,02-3,0
3,0
21
Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ)
0,01
0.01-1,0
1.0
22
Сомбревин (пропанидин)
0,5
0,5-5,0 (1-10 ампул 5% р-ра)
5,0 (10 ампул 5% р-ра)
23
Метамфетамин, Первитин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ)
0,02
0,02-1,5
1.5
24
Этилморфина гидрохлорид (дионин)
0,02 (20 табл. по 0,01)
0,02-10,0 (20-1000 табл. по 0.01)
10,0 (1000 табл. по 0,01)
25
Препараты, содержащие фенамин
1 мл
1- 50 мл
50 мл
26
Дипидолор (пиритрамид)
0,1 (6 ампул по 2 мл)
0,1-1,5 (6-100 ампул по 2 мл)
1,5 (100 ампул по 2 мл)
27
Кустарно приготовленные препараты из эфедрина или псевдоэфедрина
1 мл
1-100 мл
100 мл
28
Метадон (фенадон) (основание и соли)
0,01
0,01-1,0
1,0
29
Настойка опия и опийно-бензойная
1 мл
1-50 мл
50 мл
30
Бупренорфин (норфин, сангезик, темгезик, бупранал)
0,0012 (4 ампулы по 1 мл, 2 ампулы по 2 мл, 6 табл. по 0,2 мг)
0,0012-0,12 (4-400 ампул по 1 мл, 2- 200 ампул по 2 мл, 6-600 табл. по 0,2 мг)
0,12 (400 ампул по 1 мл, 200 ампул по 2 мл, 600 табл. по 0,2 мг)
31
Морфилонг
0,01
0,01-0,8 (1-80 ампул 0,5% р-ра по 2 мл)
0,8 (80 ампул 0,5% р-ра по 2 мл)
32
Фенциклидин (основание и соли)
-
до 0,01
0,01
33
Бромамфетамин (ДОБ) (основание и соли)
-
0,001
0,001
34
Катинон
0,02
0,02-1,0
1,0
35
Диэтилгриптамин (ДЭТ) (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
36
ДМА (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
^
37
ДМГП
0,05
0,05
5,0
38
Диметилгриптамин (ДМТ) (основание и соли)
0,02
0.02-1,0
1,0
39
ДОЭТ (основание и соли)
-
до 0.001
0,001
40
Этициклидин (ФЦГ) (основание и соли)
-
до 0,01
0,01
41
(+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25)
-
до 0.0001
0,0001
42
МДМА (метилендиоксиамфетамин) (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
43
Мескалин (основание и соли)
0,03
0,03-5,0 •
5,0
44
ММДА (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
45
М-этил-МДА (МДЕА) (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
46
^гидрокси-МДА (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
47
Парагексил (сингексил)
0,05
0,05-5,0
5,0
48
ПМА (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
49
Псилоцин (псилотсин)
0,01
0,01-0,1
0,1
50
Псилоцибин
0,01
0,01-0,1
0,1
51
Плодовое тело грибов, содержащих псилоцин и псилоцибин
0,5
0,5-50,0
50,0
52
Ролициклидин (ФЦП) (основание и соли)
-
до 0.01
0,01
53
СТП, ДОМ (основание и соли)
-
до 0,002
0,002
54
Тенамфетамин (МДА, метилендиоксиамфетамин) (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
55
Теноциклидин (ТЦП, ТСР) (основание и соли)
  до 0,01
0,01
56
Метаквалон (основание и соли)
0,05
0,05-1,0
1,0
57
Пентазоцин (фортрал)
1 табл. по 0,05, 1 ампула по 0,03
1-100 табл. по 0,05, 1-100 ампул по 0,03
100 табл. по 0,05, 100 ампул по 0,03
58
БДБ (основание и соли)
0,02
0,02-1,0
1,0
59
МБДБ (основание и соли)
0.02
0,02-1,0
1,0
60
Просидел
0,03 (3 ампул 1 % р-ра)
0,03-3,0 (3-300 ампул 1 % р-ра)
3,0 (300 ампул 1 % р-ра)
61
Этанитазен
-
до 0,005
0,005
62
"2С-В"
-
до 0,001
0,001
ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА
1
Амобарбитал (барбамил)
0,6 (6 табл. по 0,1)
0,6-30,0 (6-300 табл. по 0,1)
30,0 (300 табл. по 0,1)
2
Аминорекс
0,01
0,01-0,1
0,1
3
Декстрометорфан (диморфан)
0,1
0,1-10,0
10,0
4
Кетамин
0,02
0,02-1,0
1.0
5
4-метиламинорекс
0,01
0,01-0,1
0,1
6
Пентабарбитал
0,6
0,6-30,0
30,0
7
Фенмётразин
0,1
0,1-1,0
1,0
8
Фентермин
0,1
0,1-1,0
1,0
9
Фепранон (амфепрамон)
0,125 (5 драже по 0,025)
0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025)
7,5 (300 драже по 0,025)
10
Фторотан
1 мл
1-50 мл
50 мл
11
Хальцион (триазолам)
0,00075
0,00075- 0,005
0,005
12
Ципелрол
0.5
0.5-3,0
3,0
13
Этаминал натрия (нембутал)
0,6 (6 табл. по 0,1)
0,6-30,0 (6-300 табл. по 0,1)
30,0 (300 табл. по 0,1)
СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
1
Альпразолам
-
от 0,03
-
2
Бромазепам
-
от 0,4
-
3
Диазепам
-
от 1,0
-
4
Клоназепам
-
от 0,2
-
5
Клофелин
-
от 1,0
-
6
Лораэепам
-
от 0,15
-
7
Медазепам
-
от 0,6
-
8
14-метилэфедрин
-
от 10,0
-
9
Натрия оксибутират
-
от 50,0
-
10
Нитразепам
-
от 2,0
-
11
Оксазепам
-
от 1,0
-
12
Псевдоэфедрин
-
от 10,0
- '
13
Трамал (трамадол)
-
от 4,0
.
14
Феназепам
-
от 0,1
-
15
Флунитразепам
-
от 1,0
-
16
Хлордиазепоксид
-
от 0,5
-
17
Эфедрин и его соли
-
от 10,0
-

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При определении размеров наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, находящихся в незаконном владении у физических лиц в виде пропитанных этими средствами тампонов, марли, бинтов и др., необходимо провести экстракцию данного конкретного средства или вещества с последующим пересчетом сухого остатка на соответствие размерам для данного вещества или средств, приведенным в сводной таблице.

2. Перечень наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, для которых утверждены размеры, приведенные в настоящей таблице, основывается на утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Списках сильнодействующих и ядовитых веществ, изданных Постоянным комитетом по контролю наркотиков, не вносит в них каких-либо изменений и должен рассматриваться как документ, полностью основанный на указанных Перечне и Списках.

3. При подготовке рекомендаций по размерам наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном владении или обороте, Постоянный комитет по контролю наркотиков учитывает не только медицинские критерии, но и реальную социальную опасность, обусловленную незаконным распространением любых количеств новых для нашей страны высокоактивных наркотических средств и психотропных веществ, производство и применение которых запрещено в Российской Федерации. В связи с этим для ряда наркотических средств рекомендации по небольшим размерам отсутствуют.

4. Данный перечень размеров составлен на основе преемственности с ранее действовавшими сводными таблицами размеров. Вместе с тем по ряду позиций, относящихся, прежде всего, к наркотикам растительного происхождения, доминирующих в незаконном обороте России, размеры существенно изменены, что связано с особенностями качественного состава объектов. Биологическая активность растительных наркотиков определяется не столько их физической массой, сколько содержанием в них действующих начал (морфина, тетрагидроканнабинолов и др.). В свою очередь, содержание этих соединений в растительном материале изменяется в десятки и сотни раз в зависимости от генетических признаков, географического происхождения растений и способов их обработки.

В результате принципиальных изменений сырьевой базы и совершенствования незаконных способов получения наркотических средств в нашей стране в последние годы произошло резкое повышение наркотической активности растительных средств; поэтому их прежние "небольшие размеры" не могут больше рекомендоваться Постоянным комитетом по контролю наркотиков для использования в следственной и судебной практике.

5. Для наркотических средств и психотропных веществ в настоящем перечне приведены небольшие, крупные и особо крупные размеры в соответствии с требованиями нового УК РФ и Кодекса об административных правонарушениях.

Для сильнодействующих веществ, в соответствии с требованиями нового УК РФ, приводятся только крупные размеры.

6. Приведенные в настоящем перечне размеры наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, находящихся в незаконном владении или обороте, носят рекомендательный характер.

7. При запросах судебно-следственных, экспертных и других заинтересованных органов и организаций по наркотическим средствам, психотропным и сильнодействующим веществам, для которых не определены размеры, утвержденные протоколами Комитета, Президиума, ПККН дает свои рекомендации о размерах, исходя из общих принципов, с дальнейшим представлением своего предложения Комитету для утверждения и издания дополнения к утвержденному перечню.

8. По мере накопления данных о размерах по объектам, для которых они не определены, ПККН в установленном порядке будет утверждать дополнительные размеры.

9. Дополнительное тиражирование путем ксерокопирования или фотокопирования настоящих материалов допускается только с согласия ПККН.

Председатель Постоянного комитета

по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук,

профессор, академик Э.А.БАБАЯН

 

ДОПОЛНЕНИЯ К СВОДНОЙ ТАБЛИЦЕ

(утвержденной 4 июня 1997 г., протокол № 3/57-97) по состоянию на 1 мая 1998 г.

№ п/п
Наименование
Размеры в граммах
Примечание
Небольшие от 0 до
Крупные от... до включительно
Особо крупные, свыше
1
Солутан
  10 фл. объемом 50 мл. (в перерасчете 1,0 г эфедрина)
  Протокол № 3/57-97 от 4 июня 1997 г.
2
Теофедрин Теофедрин-Н
  500 табл. по 0,6 (содержит 0,02 г эфедрина)
  Протокол № 3/57-97 от 4 июня 1997 г.
3
Фенобарбитал
от 0 до 0,6 (6 табл. по 0,1 г)
от 0,6 до 30,0 (6-300 табл. по 0,1 г)
30,0 (300 табл. по 0,1 г)
25 июля 1997 г.
4
Апрофен
  от 6
  Протокол № 4/58-97 от 18 июня 1997 г.
5
Тарен
  от 10
  То же

 

Председатель Постоянного комитета по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук, профессор, академик Э.А.БАБАЯН

Главный ученый секретарь Комитета Е.А.ЩЕРБАКОВА

Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам, утвержденное на заседании Комитета 16 июля 1997 г., протокол N 5/59-97, опубликовано в N 11 Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации за 1997 год (с. 24)

 

ДОПОЛНЕНИЯ К СВОДНОЙ ТАБЛИЦЕ, УТВЕРЖДЕННЫЕ 29 ИЮЛЯ 1998 Г.

(протокол N 4/66-98)

1. Установить следующие размеры для листьев растения Кат:

небольшие - до 2 г

крупные - до 200 г

особо крупные - свыше 200 г.

Количество растения Кат определяется после его высушивания при 110о до постоянной массы.

2. В дополнение к ранее утвержденным размерам установить для Тарена и Апрофена следующие размеры (в граммах):

  Апрофен Тарен
небольшие размеры от 0 до 6 от 0 до 10
крупные размеры от 6 до 60 вкл. от 10 до 100 вкл.
особо крупные размеры свыше 60 свыше 100

 

3. В Сводной таблице ПККН по определению размеров наркотических средств, находящихся в незаконном владении, в диспозиции "маковая солома высушенная или невысушенная" сделать оговорку: "независимо, подвергалась ли данная солома экстракции или деструкции (плесень, гниение)".

Председатель Постоянного комитета

по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук,

профессор, академик Э.А.БАБАЯН

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ЗАПРОСАМ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ЭКСПЕРТОВ

Вопрос: Каковы размеры для экстракционного опия и какова юридическая сила списков ПККН и заключений по размерам наркотических средств?

Ответ: Постановлением ПККН от 4 июня 1997 г. (протокол N 3/57-97) для экстракционного опия установлены следующие размеры: небольшой размер: от 0 до 0,1 г;

крупный размер: от 0,1 г до 10,0 г включительно;

особо крупный размер: свыше 10,0 г.

При этом необходимо учесть, что Верховный Суд РФ в постановлении Пленума N 9 от 27 мая 1998 г. в п. 13, оговаривая порядок определения размеров, специально указывает, что судам "необходимо учитывать рекомендации ПККН по этим вопросам".

Как известно, ПККН является независимым межведомственным органом, зарегистрированным в ООН, как "компетентный национальный орган, действующий на основании международных договоров о контроле над наркотиками". Соответственно, ПККН уполномочен издавать Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, давать заключения о размерах наркотических, психотропных средств и их прекурсоров и сильнодействующих и ядовитых веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте или владении.

Кроме того, по ряду важнейших функций в сфере контроля наркотиков права ПККН оговорены рядом постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе постановлениями N 278 от 16 марта 1996 г., N 930 от 3 августа 1996 г., N 647 от 27 мая 1997 г.

Заключения ПККН о размерах, издаваемые в виде Сводных таблиц, имеют такую же юридическую силу, как и заключения и постановления ПККН по отдельным веществам. На все эти издания ПККН распространяется постановление Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 27 мая 1998 г.

Председатель Постоянного комитета

по контролю наркотиков,

доктор медицинских наук,

профессор, академик Э.А.БАБАЯН

лучшие туры только турфирма монино лучшие туры у нас. На abort-dr.com.ua вакуумный аборт киев стоимость.