1. Указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ" признано незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания

(Решение Верховного Суда Российской Федерации в извлечении)

 

Сиротенко обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ" и Указания ГТК России от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ".

При этом он ссылался на то, что в тексте названных нормативных актов содержится указание таможенным органам Российской Федерации применять их к правоотношениям, возникшим до их принятия и опубликования, т. е. с обратной силой, это, по мнению заявителя, является грубым нарушением законодательства Российской Федерации. Указание ГТК России от 29 мая 1997 г. не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не было официально опубликовано на территории Российской Федерации, в связи с чем не влечет правовых последствий как не вступившее в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, влечь применение санкций. В п. 1 Указания ГТК России от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 предусмотрено, что подтверждение происхождения подакцизных товаров и товаров, приведенных в Приложении N 2 к этому Указанию, из государств - участников Содружества Независимых Государств осуществляется в порядке, определенном Указанием ГТК России от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ". Согласно п. 1 Указания ГТК России от 30 декабря 1996 г. для определения происхождения товаров из государств - участников СНГ следует применять Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав Правительств государств - участников Содружества Независимых Государств 24 сентября 1993 г. (с учетом новой редакции п. 9 Правил, утвержденной 18 октября 1996 г.). По мнению Сиротенко, Государственный таможенный комитет Российской Федерации не вправе указывать о необходимости применения упомянутых Правил, поскольку текст п. 9 Правил в новой редакции не опубликован официально на территории Российской Федерации, а опубликован только на территории иностранного государства - в г. Минске Республики Беларусь в информационном вестнике N 4 (24) "Содружество" Совета глав государств и Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств, который не является официальным источником опубликования нормативных актов Российской Федерации.

Кроме того, Сиротенко считает, что оспариваемыми нормативными актами нарушаются его права и свободы как гражданина России, занимающегося предпринимательской деятельностью во внешнеэкономической сфере.

Представители Государственного таможенного комитета Российской Федерации возражали против удовлетворения жалобы.

Верховный Суд РФ 15 июля 1998 г. жалобу Сиротенко удовлетворил частично, признал незаконными (недействующими) Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ", в удовлетворении же остальной части требований Сиротенко отказал, указав следующее.

В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Как установлено в судебном заседании, Указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 было возвращено Министерством юстиции Российской Федерации в связи с тем, что согласно п. 2 Правил подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкции, и положений. Издание нормативных правовых актов в ином виде не предусмотрено. Государственному таможенному комитету Российской Федерации было разъяснено о необходимости приведения указанного нормативного акта в соответствие с действующим законодательством и представления его в установленном порядке на государственную регистрацию. Между тем этого не сделано.

Более того, Указание не было официально опубликовано в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.

Эти обстоятельства подтверждены сообщением от 8 декабря 1997 г. N 07-02-2143-97 первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации, объяснениями представителя Министерства юстиции Российской Федерации, данными в судебном заседании, и не оспаривались представителями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Таким образом, изданное Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 29 мая 1997 г. Указание не может быть признано законным, так как принято с нарушением установленного указами Президента Российской Федерации порядка.

Требование же Сиротенко о признании недействительным Указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ" не подлежит удовлетворению, поскольку названное Указание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и свобод заявителя.

Указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 1997 г. N 1303, было опубликовано в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.

Довод заявителя о том, что в тексте Указания от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 содержится указание таможенным органам применять его к правоотношениям, возникшим до их принятия и опубликования, ошибочен. Как видно из текста упомянутого Указания, такого положения в нем не предусмотрено.

 

Поиск в книге