2. Верховный Суд Российской Федерации признал недействительным п. 4 постановления Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. "Об организации ведения государственного земельного кадастра Московской области"

(Решение Верховного Суда Российской Федерации в извлечении)

 

Заместитель прокурора Московской области обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным п. 4 постановления Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. N 41/26-1-30/2478 "Об организации ведения государственного земельного кадастра Московской области". По его мнению, данный пункт постановления противоречит федеральному законодательству и Положению о комитете по земельным ресурсам и землеустройству Московской области, утвержденному постановлением главы администрации области от 1 июля 1994 г. N 154.

Представитель Московской областной прокуратуры в судебном заседании заявленное требование поддержал.

Представитель Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству требование прокурора не признал и пояснил, что п. 4 названного постановления не устанавливает каких-либо платежей, а рассчитан на перспективу для применения в Московской области.

Представитель администрации Московской области требование прокурора не признал и считал, что оспариваемая норма лишь предусматривает перечень работ, выполняемых за счет юридических и физических лиц, не устанавливает обязательных платежей и не противоречит законодательству.

Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области (Мособлкомзем) и заместитель председателя этого комитета требования не признали и ссылались на то, что упомянутая норма не противоречит законодательству, поскольку устанавливает перечень выполняемых за плату работ в сфере гражданского оборота земли, в основном технического характера.

Верховный Суд РФ 17 июня 1998 г. требование прокурора удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно п. 4 постановления Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и правительства Московской области от 26 декабря 1996 г. утвержден основной перечень работ, выполняемых Мособлкомземом и входящими в его структуру подразделениями в интересах юридических и физических лиц. Эти платные услуги должны были оказываться специально созданными структурами по государственным расценкам, разработанным с участием федеральных органов (п. 5 названного постановления).

До момента рассмотрения дела в суде соответствующие структуры не созданы, государственные расценки не разработаны, а утвержденный п. 4 постановления перечень основных работ не предусматривает взимание каких-либо платежей. Поэтому с изложенными в заявлении прокурора доводами, что оспариваемая норма вводит дополнительные областные денежные сборы, согласиться нельзя.

Вместе с тем установление перечня работ, осуществляемых за плату, лишь для комитета по земельным ресурсам и землеустройству и его подразделений одной области при отсутствии федерального законодательства, устанавливающего критерии разграничения работ, относящихся к сфере государственных функций и обязанностей соответствующих организаций, с одной стороны, и дополнительных услуг, с другой стороны, а также при отсутствии установленных расценок, незаконно.

Так, согласно Положению о комитете по земельным ресурсам и землеустройству Московской области он - орган государственного управления, который организует и проводит работы по государственному земельному кадастру, землеустройству, регистрации земельных участков, осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель. При этом плата за работы, связанные с выполнением государственных функций и обязанностей, не предусмотрена.

Утвержденный п. 4 названного постановления перечень основных работ сформулирован таким образом, что они могут относиться и к государственным функциям и обязанностям.

Само утверждение перечня воспринято рай(гор)комземами, входящими в структуру Мособлкомзема, а также местными администрациями как норма о взимании платы за осуществляемые услуги. Однако не это обстоятельство, а выявленные факты нарушений явились основанием для приостановления комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Московской области оказания платных услуг и взимания компенсационных сборов.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и правительства Московской области от 8 июня 1998 г. N 55/17-30-176/30/1171 п. 4 упомянутого постановления признан утратившим силу.

При таких данных заявление прокурора области подлежит удовлетворению, а п. 4 названного постановления - признанию недействительным, т. е. не порождающим правовых последствий со дня издания.

 
Поиск в книге