2. Некоторые пункты Инструкции о применении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по меству жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. (с изменениями и дополнениями), а также п. 23 рекомендаций по применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета органами местного самоуправления признаны незаконными (недействующими)

(Извлечение из решения Верховного Суда Российской Федерации)

 

Иноземцев обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании пп. 2.5, 3.1, 7.7, 2.6.3 в части слов "третий - в специальные картотеки для контроля за сроками пребывания зарегистрированных граждан, которые ведутся по датам окончания регистрации", п. 2.9 в части слов "один экземпляр адресного листка прибытия по форме N 2 остается в паспортно-визовой службе для осуществления контроля за выездом гражданина, которому отказано в регистрации по месту пребывания, а остальные 2 экземпляра уничтожаются", п. 4.12 в части слов "Адресные листки прибытия по форме N 2 остаются в паспортно-визовой службе для осуществления контроля за выездом граждан, которым отказано в регистрации", пп. 3, 6.1, 6.2, 12 и 16.3 (в ред. от 15 сентября 1997 г.) Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Инструкция), утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 600), а также п. 2.3 рекомендаций по применению Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета органами местного самоуправления (приложение N 32 к Инструкции о применении Правил регистрации) незаконными (недействующими) и не подлежащими применению.

По мнению заявителя, оспариваемые им пункты Инструкции и рекомендаций противоречат ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и нарушают его права. При этом Иноземцев ссылался на то, что пп. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, на которых были основаны оспариваемые им положения Инструкции и рекомендаций, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Но Министерство внутренних дел Российской Федерации не отменило в установленном порядке оспариваемые нормы Инструкции и рекомендаций, которые ограничивают право на свободное определение срока регистрации по месту пребывания, в результате органы паспортно-визовой службы продолжают незаконную практику отказа в регистрации по месту пребывания на срок свыше шести месяцев.

На день рассмотрения дела в судебном заседании Министерство внутренних дел Российской Федерации приказом от 30 июня 1998 г. N 394 уже внесло соответствующие изменения в Инструкцию, из которой все оспариваемые заявителем пункты, кроме п. 2.6.3, исключены, однако данный приказ в установленном порядке не опубликован для всеобщего сведения и не вступил в законную силу. В связи с этим Иноземцев настаивал на признании незаконными не только п. 2.6.3 Инструкции, который сохранен в прежнем виде, но и всех других указанных в жалобе пунктов Инструкции и рекомендаций со дня вынесения Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 2 августа 1998 г. N 4-П. В порядке уточнения заявленного требования он просил признать незаконными пп. 2.5 и 3.1 только в части указанных в них сроков пребывания, а п. 2.6.3 - в части содержащихся в нем слов "третий - в специальные картотеки для контроля за сроками пребывания зарегистрированных граждан, которые ведутся по датам окончания регистрации".

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации по существу согласились с жалобой заявителя, за исключением требования в части признания незаконным п. 2.6.3 Инструкции, и пояснили, что приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 394 ранее действовавшие положения, указанные в оспариваемых пунктах и предусматривающие регистрацию граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, только на определенный срок, из Инструкции исключены.

По мнению представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, содержащимися в п. 2.6.3 Инструкции оспариваемыми заявителем словами какие-либо сроки при регистрации граждан по месту пребывания не устанавливаются, а лишь возлагается предусмотренная законом обязанность на работников органов внутренних дел по осуществлению контроля по соблюдению гражданами Правил регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания, что ни в коей мере не нарушает их права на свободный его выбор без ограничения какими-либо сроками. По мнению представителей, выбор форм такого контроля законом отнесен к компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации с жалобой в части признания незаконным п. 2.6.3 Инструкции также не согласился, сославшись на то, что Инструкция в новой редакции, включая и данный пункт, прошла правовую экспертизу и содержащиеся в нем положения признаны соответствующими требованиям закона.

Верховный Суд РФ 20 июля 1998 г. требования заявителя Иноземцева удовлетворил частично по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно же ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как установил суд, в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393 (с изменениями и дополнениями от 15 сентября 1997 г. N 600), была утверждена Инструкция о применении указанных выше Правил.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пп. 10, 12 и 21 упомянутых Правил названные пункты признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, что в силу ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на них либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.

Содержащиеся в оспариваемых заявителем пунктах Инструкции и рекомендаций, за исключением п. 2.6.3 этой Инструкции, положения фактически воспроизводят установленные п. 10 упомянутых Правил регистрации ограничения прав граждан при их регистрации по месту пребывания определенными сроками, что согласно приведенной норме Федерального конституционного закона дает основание для признания их незаконными.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались представителями Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые заявителем пункты Инструкции и рекомендаций в указанной им части, кроме п. 2.6.3 Инструкции, подлежат признанию незаконными как противоречащие ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и пределах Российской Федерации".

Требование же заявителя о признании незаконным (недействующим) п. 2.6.3 Инструкции в названной им части, который сохранен в прежней редакции, удовлетворению не подлежит.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на органы внутренних дел.

По утверждению представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, п. 2.6.3 Инструкции сохранен в прежней редакции в связи с тем, что содержащиеся в нем положения адресованы работникам органов внутренних дел в целях обеспечения возложенной законом обязанности по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства. Контроль за сроками пребывания зарегистрированных граждан, как это предусмотрено п. 2.6.3 Инструкции, должен осуществляться органами внутренних дел с учетом сроков, указанных самими гражданами. Каких-либо сроков для граждан при выборе ими места пребывания данный пункт Инструкции не устанавливает и в связи с этим их прав не нарушает.

Данные доводы материалами дела и заявителем не опровергнуты.

Ссылка заявителя в подтверждение незаконности оспариваемого положения п. 2.6.3 Инструкции на то, что сохранение в нем слов "Контроля за сроками пребывания" дает возможность произвольного его толкования работниками органов внутренних дел в целях установления таких сроков, не может быть принята во внимание, поскольку все пункты Инструкции, касающиеся сроков нахождения граждан по месту пребывания, признаны незаконными, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для установления, в отличие от ранее действовавшего порядка, каких-либо сроков нахождения граждан по месту пребывания.

В случае нарушения отдельными работниками органов внутренних дел прав граждан на свободу выбора места пребывания путем установления каких-либо сроков не лишает каждого из них права на обжалование неправомерных действий таких должностных лиц в судебном порядке.