5. Отказ налоговой инспекции включить в состав расходов и расходной части декларации о доходах нотариуса невзысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по государственной пошлине, а также суммы затрат на уплату членских взносов в Нотариальную палату и обязательных страховых взносов по договору страхования нотариальной деятельности признан незаконным

(Извлечение)

Нотариус Ашастина обратилась в суд с жалобой на действия Государственной налоговой инспекции по Кировскому району г. Санкт-Петербурга, отказавшей включить в состав расходов и расходной части декларации о доходах за 1996 год невзысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены льготы по государственной пошлине, суммы затрат на уплату членских и целевых взносов в Нотариальную палату г. Санкт-Петербурга, страховых взносов по договору страхования нотариальной деятельности, расходов на приобретение мебели и оргтехники. Считая перечисленные действия незаконными, заявительница просила обязать налоговую инспекцию включить указанные суммы в состав расходов и расходной части декларации за 1996 год. При этом она ссылалась на нарушение обжалуемыми действиями требований Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и ее прав, гарантированных ст.ст. 37, 57 Конституции Российской Федерации.

Санкт-Петербургский городской суд признал незаконными действия Государственной налоговой инспекции по Кировскому району г. Санкт-Петербурга в части отказа включить в состав расходов и расходной части декларации за 1996 год нотариуса Ашастиной невзысканные суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, а также суммы затрат на уплату членских взносов в Нотариальную палату и обязательных страховых взносов по договору страхования нотариальной деятельности; на налоговую инспекцию возложена обязанность включить эти суммы в состав расходов и расходной части декларации; в остальном суд в удовлетворении жалобы отказал.

Государственная налоговая инспекция в кассационной жалобе просила отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы по тем мотивам, что налоговым законодательством включение названных сумм в состав затрат нотариусов не предусмотрено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 июля 1998 г. решение городского суда оставила без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указав следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за выполнение нотариальных действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.

При этом в ч. 4 ст. 22 упомянутых Основ установлено, что льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.

Согласно подп. "а" п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" Правительству Российской Федерации поручено в трехмесячный срок привести решения Правительства в соответствие с названными Основами; при этом иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 22 этих Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.

Таким образом, упомянутая правовая норма устанавливает специальный способ компенсации сумм, не полученных нотариусами в связи с реализацией предоставленных государством физическим и юридическим лицам льгот, подлежащих финансированию за счет бюджета.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-I относится к актам гражданского законодательства и не может регулировать налоговые правоотношения, необоснованна.

Правовая норма, обеспечивающая соответствующую компенсацию за неоплаченные нотариальные действия и другие услуги, оказанные нотариусами, непосредственно следует из ч. 4 ст. 22 Основ законодательства о нотариате, предусматривающей реализацию льгот, установленных государством, за счет вознаграждения за труд нотариусов, занимающихся частной практикой, и не может рассматриваться без ссылки на эту статью Основ. Данная норма не отменена, иной способ компенсации льгот, реализуемых за счет причитающихся нотариусам средств, не установлен. Не прекращено действие этой нормы и Федеральным законом от 23 декабря 1994 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", которым ст. 3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" дополнена п. 7, допускающим исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождение от обложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот только в соответствии с положениями этого Закона и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При сохранении обязанности нотариусов предоставлять за свой счет льготы, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, отказ от применения установленного порядка компенсации сумм не взысканных в связи с этим тарифов означал бы нарушение гарантированного ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ налоговой инспекции от включения в состав расходов сумм членских взносов в Нотариальную палату г. Санкт-Петербурга и сумм страховых взносов по договору страхования нотариальной деятельности.

В соответствии с подп. "д" п. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями) совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы документально подтвержденных физическими лицами расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам и дохода от предпринимательской деятельности. При этом, как предусмотрено ч. 2 ст. 12 упомянутого Закона, состав расходов увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. "э" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и дополнениями) в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком. Как следует из п. 10 этого Положения, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, относятся к элементу "Прочие затраты".

Исходя из положений ст.ст. 18, 24 Основ законодательства о нотариате страхование нотариальной деятельности и членство в Нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой, являются обязательными. Без этого осуществление нотариальной деятельности, следовательно, и получение дохода от этой деятельности невозможно. Поэтому отчисления на уплату страховых сумм и членских взносов являются обязательными, непосредственно связаны с получением дохода, в связи с чем подлежат включению в сумму расходов.

Нельзя признать правильным изложенный в кассационной жалобе довод о недопустимости включения рассматриваемых сумм в состав расходов, поскольку на затраты относятся лишь взносы в бюджет или внебюджетный фонд. Данный вывод сделан со ссылкой на ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), дающую понятие налога, сбора, пошлины и других платежей, совокупность которых образует налоговую систему, а также На п. 8 указанного Положения о составе затрат, в котором определяется содержание элемента "Отчисления на социальные нужды".

Между тем из содержания подп. "э" п. 2 и п. 10 этого же Положения не следует, что обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком и включаемые в состав затрат, должны относиться только к платежам, образующим налоговую систему, либо являться отчислениями на социальные нужды.

Целевые взносы в Нотариальную палату и другие перечисленные заявителем затраты не являются обязательными, в связи с чем городской суд в требованиях об их включении в состав расходов и расходной части декларации отказал правомерно.