2. Верховным Судом Российской Федерации признано незаконным письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость"

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

Государственная налоговая служба Российской Федерации 26 июня 1998 г. письмом N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость" фактически отменила действие своего же письма от 27 февраля 1997 г. N ВЗ-4-03/8н, принятого с учетом Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", установившего льготы организациям кинематографии по уплате налога на добавленную стоимость при производстве и реализации кинопродукции. При этом в абзацах 4 и 5 письма Государственной налоговой службы от 26 июня 1998 г. установлено, что исчисление налога на добавленную стоимость следует производить по работам и услугам, продукции (включая реализацию прав), перечисленным в упомянутом письме, начиная с оборота за июль 1998 г.

Акционер закрытого акционерного общества (ЗАО) "Кинокомпания Кино Мост" Досталь В.Н. и само акционерное общество обратились в суд с заявлением о признании письма от 26 июня 1998 г. незаконным и недействующим, ссылаясь на то, что в данном письме, носящем характер нормативно-правового акта, фактически были отменены налоговые льготы для организаций кинематографии, предусмотренные Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", чем нарушены права как акционерного общества в целом, так и права его акционеров.

Верховный Суд РФ 9 сентября 1998 г. требования заявителей удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации кинопродукции организаций кинематографии и обороты по реализации прав на использование этой кинопродукции. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации работ и услуг по производству фильма, производству кинолетописи, транслированию фильма, прокату фильма и показу фильма.

Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. пр-2337 и Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. N 4494 П-П16 и во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 23 января 1997 г. N ИВ-П16-01843 письмом от 27 февраля 1997 г. N ВЗ-4-03/8н довела до сведений налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации о том, что с учетом положений Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" впредь до внесения в установленном порядке изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налогом на добавленную стоимость не облагаются обороты по реализации: исходных материалов фильма или кинолетописи путем сдачи изготовителем готовой кинопродукции заказчику по заключенным договорам на финансирование производства этой кинопродукции; работ, услуг по производству фильма и кинолетописи, выполненных организациями кинематографии и включенных в смету на производство фильма.

Далее в этом письме подробно описывается, какие виды кинематографических работ и видов услуг кинокомпаний освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Письмом заместителя руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации от 26 июня 1998 г. "О налоге на добавленную стоимость" до сведения территориальным государственным налоговым инспекциям и соответствующим налогоплательщикам было доведено сообщение о том, что письмо Госналогслужбы России от 27 февраля 1997 г. N ВЗ-4-03/8н утрачивает силу. Одновременно при этом предлагалось исчисление налога на добавленную стоимость производить по работам, услугам, продукции (включая реализацию прав), перечисленным в вышеуказанном письме Госналогслужбы России, начиная с оборотов за июль 1998 г.

Довод заявителей о том, что упомянутым письмом Госналогслужба России установила обязательность исчисления налога на добавленную стоимость при производстве и реализации кинопродукции, чем фактически отменила льготы по этому налогу, предусмотренные Федеральным законом от 22 августа 1996 г., в судебном заседании подтвержден.

Верховный Суд РФ находит несостоятельным утверждение представителей Госналогслужбы России о том, что обжалуемое письмо не является нормативно-правовым актом, а потому не может быть предметом рассмотрения в судебном заседании.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11, от 25 октября 1996 г. N 10), правовые акты могут носить нормативный характер, если устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

Письмо Госналогслужбы России от 26 июня 1998 г. отвечает перечисленным признакам, так как содержит обязательное предписание о порядке исчисления налогоплательщиками налога на добавленную стоимость на услуги по производству и распространению кинопродукции. Это предписание адресовано неопределенному кругу налогоплательщиков и налоговым органам и рассчитано на неоднократное применение.

Ссылка на то, что оспариваемое письмо носило характер информативного и не преследовало цель нарушений прав заявителей и, в частности ЗАО "Кинокомпания Кино Мост", несостоятельна.

Как следует из мотивировочной части этого письма, его появление вызвано тем, что до настоящего времени не внесены в установленном порядке изменения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", касающиеся освобождения от налога на добавленную стоимость производства и распространения кинопродукции учреждениями культуры и искусства. В силу этого обстоятельства, по мнению Госналогслужбы России, указанный налог на добавленную стоимость следует производить по работам, услугам, продукции (включая реализацию прав), перечисленным в письме Госналогслужбы России от 26 марта 1998 г., начиная с оборота за июль 1998 г.

Таким образом, издавая указанное письмо, являющееся по своему характеру правовым актом нормативного характера, Госналогслужба России нарушила Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1538).

В судебном заседании представители Госналогслужбы России не отрицали, что обжалуемое письмо государственной регистрации не проходило и не было опубликовано в печати.

В силу п. 2 названных Правил нормативные акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание их в виде писем или телеграмм не допускается.

Судом принято во внимание, что в соответствии с п. 19 Правил федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты как не вступившие в силу применяться не могут.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, упомянутое письмо от 26 июня 1998 г. было направлено территориальным государственным налоговым инспекциям для сведения и исполнения.

Таким образом, этим письмом фактически отменена льгота по налогу на добавленную стоимость, установленная ст. 12 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" для организаций кинематографии при производстве и реализации кинопродукции.

Между тем в силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с данным Законом.

"Кинокомпания Кино Мост" в судебном заседании представила доказательства, свидетельствующие о том, что отмена льгот по налогу на добавленную стоимость на основании данного письма Госналогслужбы России существенно нарушит ее имущественные права и законные интересы. Вследствие этого будут нарушены имущественные права и акционеров ЗАО "Кинокомпания Кино Мост", в том числе и заявителя Досталь В.Н.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ письмо заместителя руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость" признал незаконным и недействующим с момента издания.