3. Верховный Суд Российской Федерации признал абзац 6 совместного инструктивного письма Министерства финансов Российской Федерации N 04-03-07 и Государственной налоговой службы Российской Федерации N ВЗ-4-03/31н от 10 апреля 1996 г. "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" в части слов "при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий" незаконными не подлежащим применению

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

Государственное предприятие "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным абзаца 6 совместного инструктивного письма Министерства финансов Российской Федерации N 04-03-07 и Государственной налоговой службы Российской Федерации N ВЗ-4-03/31н от 10 апреля 1996 г. "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" в части содержащихся в нем слов "при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий".

По мнению заявителя, абзац 6 инструктивного совместного письма в оспариваемой части предоставление предприятиям льгот по уплате данного налога связывает с наличием у них соответствующих лицензий, что противоречит Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и нарушает права предприятий и организаций на получение предусмотренных законом налоговых льгот.

Представители Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом, что оспариваемое заявителем письмо никаких новых правовых норм, дополняющих Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", о чем утверждает в суде представитель заявителя, не содержит, а лишь констатирует обстоятельства, при которых может быть реализовано право на получение налоговых льгот, содержащихся в действующем на этот счет законодательстве.

Верховный Суд РФ 30 июля 1998 г. требование заявителя удовлетворил по следующим основаниям.

В соответствии с подп. "у" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника.

Такое же положение содержится и в п. 12 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной Государственной налоговой службой Российской Федерации 11 октября 1995 г. N 39 (с последующими изменениями и дополнениями).

Как установил суд, из содержания абзаца 6 упомянутого инструктивного письма от 10 апреля 1996 г. следует, что освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации импортных изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также протезно-ортопедических изделий производится по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий, при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий и регистрационных удостоверений, выдаваемых по изделиям медицинского назначения и медицинской технике в установленном порядке Минздравмедпромом России.

Однако это требование не предусмотрено действующим законодательством и противоречит подп. "у" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не связывающему предоставление такой налоговой льготы с наличием у предприятий соответствующих лицензий.

По утверждению представителя заявителя, упомянутый Закон предусмотрел освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость медицинской продукции, в том числе медицинской техники, а не освобождение от уплаты налога конкретно каких-либо предприятий, организаций, осуществляющих производство, закупку или продажу медицинской продукции. Введение в совместном инструктивном письме, по существу, дополнительного основания для освобождения от налога на добавленную стоимость, по его мнению, фактически изменило действующий Закон, в результате чего их предприятие из-за отсутствия лицензии на реализацию в 1990-1997 гг. излишней медицинской техники не получило предусмотренной Законом налоговой льготы.

Эти обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались представителями Министерства финансов Российской Федерации, Госналогслужбы России и Министерства юстиции Российской Федерации.

При таких данных Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что оспариваемое письмо в указанной части незаконно.

Довод представителей заинтересованных по делу лиц о том, что предусмотренное абзацем 6 совместного инструктивного письма положение соответствует действующему законодательству, необоснован, поскольку Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождение реализуемой медицинской техники от данного налога не связывает с наличием у предприятий соответствующей лицензии.

Установление Министерством финансов Российской Федерации и Госналогслужбой России дополнительного основания для предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость фактически произведено с превышением своих полномочий и в связи с этим не может быть признано правомерным.

В случае необходимости упомянутые федеральные ведомства вправе были поставить вопрос перед законодателем о внесении такого дополнения непосредственно в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а не вводить его своим письмом.

Отсутствие у предприятий по реализации импортной медицинской техники соответствующей лицензии само по себе не может служить основанием к лишению их налоговых льгот ввиду того, что названный Закон такой санкции не содержит. Не предусмотрено такого требования и в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно действующему законодательству, в частности ст. 173 ГК РФ, сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана при наличии указанных в данной статье обстоятельств недействительной со всеми вытекающими из этого последствиями.

Верховный Суд РФ признал абзац 6 совместного инструктивного письма Министерства финансов Российской Федерации N 04-03-07 и Государственной налоговой службы Российской Федерации N ВЗ-4-03/31н от 10 апреля 1996 г. "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции" в части слов "при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий" незаконным (недействующим) и не подлежащим применению.