ПЛЕНУМЫ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 1999 г. под председательством В.М.Лебедева - Председателя Верховного Суда РФ состоялся Пленум Верховного Суда РФ, который обсудил вопрос "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних".

С докладом выступил заместитель Председателя Верховного Суда РФ А.Е.Меркушов.

За время, прошедшее после принятия постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 1990 г. N 5 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в иную антиобщественную деятельность", сказал докладчик, произошли значительные изменения в правовой сфере, появились принципиально новые приоритеты, основанные на конституционных принципах. В особых условиях осуществляется реформа уголовного законодательства, введен в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации.

Дела о преступлениях несовершеннолетних всегда были объектом повышенного внимания во всех судах России. Практика рассмотрения дел этой категории постоянно изучается, анализируется, принимаются меры к устранению ошибок. Однако многие вопросы остаются неразрешенными.

Все это явилось поводом для того, чтобы вновь вернуться к обсуждению вопроса о практике рассмотрения судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Выступивший в прениях по докладу председатель Алтайского краевого суда В.И.Пашков отметил, что охрана детства и материнства, их защита и поддержка как принципы политики государства заложены в Конституции Российской Федерации, после принятия которой произошли коренные изменения во всех областях нашего законодательства, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Это прежде всего принятие и введение в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором в отличие от УК РСФСР целый раздел посвящен особенностям уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних. Совершенствуется в этой части и уголовно-процессуальное законодательство. В принятом 29 июня 1999 г. Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" систематизированы и обновлены нормативные акты, регулирующие многообразные отношения, касающиеся как воспитания, так и исправления несовершеннолетних, совершивших преступления и иные правонарушения, и отведена определенная роль судебным органам, которые принимают соответствующие решения, являющиеся основанием для направления в установленном законом порядке таких лиц в специализированные центры, учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

Применение нового законодательства вызывает в деятельности судов затруднения. Поэтому именно сейчас, подчеркнул выступающий, когда в судах России сложилась обширная и далеко не единообразная практика, постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" будет иметь большое значение для судей и работников правоохранительных органов.

Судья Санкт-Петербургского городского суда Н.К.Шилов затронул в своем выступлении такую важную проблему в связи с обсуждаемым вопросом, как специализация судей, от которой, по его мнению, в прямой зависимости находится своевременность и качество рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. В настоящее время председатели районных судов г. Санкт-Петербурга издали приказы о рассмотрении дел данной категории конкретными судьями, организуется учеба судей. Но, к сожалению, это лишь формальная специализация, поскольку эти судьи рассматривают также уголовные дела и административные материалы в отношении взрослых лиц, осуществляют прием граждан по делам частного обвинения. В результате такой судья не имеет возможности своевременно рассматривать все дела в отношении несовершеннолетних, посещать мероприятия, направленные на повышение квалификации, изучение специфики дел названной категории.

Для реальной специализации судей, считает Н.К.Шилов, необходимо освободить их от рассмотрения дел в отношении взрослых лиц, а в кассационных инстанциях создать судебные коллегии, специализирующиеся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних.

Заместитель председателя Верховного суда Республики Калмыкия С.А.Бамбышев отметил, что преступность среди несовершеннолетних растет с каждым годом. Основные причины этого явления кроются в сложном социально-экономическом положении нашего общества. Как свидетельствует изучение статистических данных последних лет по Калмыкии, подавляющую часть из общего количества преступлений несовершеннолетних составляют корыстные преступления - кражи, грабежи, вымогательство и другие. Вместе с тем, рассматривая дела этой категории, суды Республики при разрешении вопроса о мере наказания, по возможности стараются ограничиваться наказанием, не связанным с лишением свободы. Для многих подростков это наказание стало тем барьером, который вовремя остановил их, заставил задуматься, переосмыслить свое поведение.

Далее выступающий предложил ряд изменений и дополнений по существу некоторых разъяснений, изложенных в проекте постановления Пленума.

В прениях по докладу выступили также председатель Калининградского областного суда В.И.Фалеев; заместитель председателя Верховного суда Удмуртской Республики Н.И.Рябов; кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-правовых наук Российской правовой академии, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Н.В.Радутная; доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права МГУ, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Т.Г.Борзенков; судьи Верховного Суда РФ Т.Г.Линская, С.А.Разумов и М.А.Каримов.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.И.Давыдов в заключение отметил актуальность обсуждаемой Пленумом проблемы судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних. От имени Генеральной прокуратуры Российской Федерации он поддержал подготовленный проект постановления, внес предложения об изменении и дополнении некоторых его пунктов и высказал мнение о том, что его принятие будет способствовать точному и единообразному применению законодательства о несовершеннолетних, обеспечению судебной защиты их прав.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ принято 14 февраля 2000 г.

28 декабря 1999 г. под председательством В.М.Лебедева - Председателя Верховного Суда РФ состоялся Пленум Верховного Суда РФ, который обсудил вопрос "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

С докладом выступил первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г., сказал докладчик, отмечается, что национальные интересы России в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений. Борьба с преступностью должна быть ориентирована на ее предупреждение, неотвратимость ответственности за любое противоправное действие.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, подчеркнул В.И.Радченко, что преступность, в том числе организованная и профессиональная, проникает во властные структуры. Ряд работников государственных служб поражен коррупцией и ее наиболее опасным проявлением - взяточничеством. Однако по этой категории наиболее опасных преступлений особенно высока латентность, поэтому данные судебной статистики лишь в малой степени отражают действительное состояние дел и не дают полной картины масштабов взяточничества и коммерческого подкупа. Но даже эти данные свидетельствуют о необходимости решительного противодействия этим преступлениям.

Как показали итоги обобщения судебной практики, суды испытывают трудности при применении нового Уголовного кодекса Российской Федерации, а ряд положений постановления Пленума Верховного Суда Союза ССР от 30 марта 1990 г. N 3 "О судебной практике по делам о взяточничестве" устарел. Поэтому судьи высказали просьбу принять по данному вопросу постановление Пленума Верховного Суда РФ.

Выступивший в прениях по докладу судья Верховного суда Республики Татарстан Л.В.Романов отметил, что коммерческий подкуп и взятки, правонарушения и преступления, связанные с ними, составляют основу коррупции, без подавления которой невозможно наведение порядка во властных структурах. В Республике Татарстан даже при относительно небольшом удельном весе этих преступлений их количество за годы реформ и особенно за последние пять лет выросло до проблемы такого масштаба, необходимость решения которой потребовала принятия "Комплексной программы по борьбе с преступностью на 1997-1999 гг." с выделением соответствующих материальных и финансовых ресурсов. Реализация этой программы в совокупности с другими факторами позволила поднять раскрываемость данной категории преступлений и увеличить поступление таких уголовных дел на рассмотрение в суды.

Как свидетельствует изучение кассационной и надзорной практики, материалы конкретных уголовных дел, обобщения, проведенные Верховным судом Республики Татарстан, суды рассматривают дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 204, 290 и 291 УК РФ, как правило, в установленные законом сроки и с хорошим качеством (дела по ст. 304 УК РФ в 1997-1999 гг. не рассматривались). Наряду с этим выступающий обратил внимание на то, что, к сожалению, не единичны случаи отмены и изменений приговоров по этим уголовным делам, что обусловлено пробелами в законодательстве и отсутствием необходимых разъяснений и по многим вопросам правоприменительной практики.

По мнению Л.В.Романова, принятие постановления Пленума положительно повлияет не только на судебную, но и на следственную практику, поможет избежать многих ошибок и улучшить качество расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе.

Председатель Пермского областного суда И.Н.Былев подчеркнул, что вопрос, который вынесен на рассмотрение Пленума, очень важен для правильного направления судебной практики в субъектах Российской Федерации.

Обсуждаемый проект постановления Пленума, сказал выступающий, дает ответы на многочисленные вопросы, возникающие при рассмотрении этих дел. В нем отражены такие значимые правовые понятия, как, в частности, субъект взяточничества, коммерческого подкупа. При этом не только указан перечень лиц, являющихся таковыми, но и разъяснено, кого из них относить к представителям власти, что включают в себя понятия "организационно-распорядительные" и "административно-хозяйственные" функции. Не менее важны разъяснения о том, какие организации являются коммерческими, а какие - некоммерческими. По этому вопросу у судей были разные точки зрения.

Далее И.Н.Былев изложил замечания и предложения судей Пермской области по существу ряда разъяснений, содержащихся в обсуждаемом проекте постановления Пленума.

В прениях по докладу приняли участие также:

А.Н.Игнатов - доктор юридических наук, профессор, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, АД.Антропов - заместитель председателя Волгоградского областного суда; В.С.Комиссаров - доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой уголовного права и криминологии МГУ, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; Б.В.Волженкин - доктор юридических наук, профессор, директор Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации; А.Т.Уколов - заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ; В.В.Дорошков и А.М.Бризицкий - судьи Верховного Суда РФ; Е.Н.Сидоренко - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Выступивший с заключением заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С.Г.Кехлеров в основном поддержал подготовленный к рассмотрению на Пленуме проект постановления, высказал замечания и предложения Генеральной прокуратуры РФ как редакционного характера, так и по существу некоторых пунктов этого документа.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ принято 10 февраля 2000 г.

17 января 2000 г. под председательством В.М.Лебедева - Председателя Верховного Суда РФ состоялся Пленум Верховного Суда РФ, обсудивший проект постановления "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

С докладом выступил судья Верховного Суда РФ генерал-майор юстиции В.В.Хомчик, который отметил, что в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках и органах за соблюдением законных прав военнослужащих осуществляется судебный контроль.

Возможность судебной защиты прав военнослужащих в сфере военно-административных отношений впервые появилась после принятия Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, ст. 32 которой предусмотрела, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд. В последующем это важнейшее положение Декларации было закреплено в Конституции Российской Федерации: все граждане России получили реальное право на судебную защиту своих прав и свобод, а военнослужащий обладает всеми правами и свободами человека и гражданина; любые ограничения его прав могут быть установлены только законом; ни один закон Российской Федерации не ограничивает право военнослужащего на судебную защиту.

Несмотря на прямое действие Конституции Российской Федерации, военнослужащие лишь в единичных случаях обращались в суды за защитой своих прав, а суды нередко отказывали им в судебной защите, ссылаясь на отсутствие специального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел такой категории.

В этих условиях Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 ноября 1992 г. разъяснил судам, что исходя из содержания ст. 63 Конституции Российской Федерации, каждый военнослужащий имеет право на обжалование в суд действий органов военного управления и воинских должностных лиц, если считает, что они нарушают его права и свободы; дела по таким жалобам рассматриваются военными судами применительно к правилам, установленным Законом СССР от 2 ноября 1989 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан".

Однако в полной мере судебная защита прав и свобод военнослужащих стала осуществляться военными судами с момента принятия и вступления в силу Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 4 которого предусмотрено, что военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Причинами жалоб военнослужащих являются, с одной стороны, нарушения, возникающие в процессе реорганизации и сокращения Вооруженных Сил, определенные трудности, которые складываются в государстве в связи с этой реорганизацией, нарушения законных прав военнослужащих, допускаемые должностными лицами и органами военного управления в силу незнания закона либо неправильного его применения, либо умышленного игнорирования его положений, с другой стороны, - отсутствие возможности восстановить нарушенные права в административном порядке, что вынуждает военнослужащих обращаться с жалобами в суд.

Материалы обобщения и изучения судебной практики свидетельствуют о важной роли военных судов в деле поддержания законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках.

В представленном на обсуждение Пленума Верховного Суда РФ проекте постановления затронут широкий круг проблем, связанных с применением судами при рассмотрении дел Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе". Настоятельная необходимость рассмотрения этих вопросов на Пленуме вызвана прежде всего тем, что в марте и в мае 1998 г. эти Федеральные законы были приняты в новой редакции, в июне 1999 г. принят Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", а в сентябре 1999 г. - новое Положение о порядке прохождения военной службы. Указанные законодательные акты содержат целый ряд новых положений, связанных с подсудностью дел военным судам, а также прохождением военной службы и статусом военнослужащих, поэтому появилась необходимость дать в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам, возникшим при применении законов.

Выступивший в прениях по докладу первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Н.В.Михайлов отметил, что реформирование Вооруженных Сил невозможно без его нормального законодательного и судебного обеспечения. В связи с этим он выделил три проблемы, которые необходимо разрешить для успешного осуществления этого сложного процесса.

За последние два-три года приняты важные законы, направленные на нормативно-правовое обеспечение военной реформы. Но, к сожалению, имеется неопределенность при применении этих законов, связанная с практически полным отсутствием их ресурсного обеспечения. Такое несоответствие порождает массу конфликтов, которые имеют тенденцию к нарастанию.

Кроме того, механизм реализации многих норм названных законов либо отсутствует вообще, либо разработан в таком виде, что их можно произвольно толковать. Этим самым исключается возможность оперативного реагирования на те или иные деяния, которые зачастую осуществляются не в целях успеха реформ и не в целях укрепления национальной безопасности.

Так, вопросы судебного обеспечения определенного контингента Вооруженных Сил России, находящегося за ее пределами (на Черноморском флоте, в Абхазии, в Казахстане (кроме Байконура), не урегулированы.

Кроме этого, сказал выступающий, имеется значительное количество других вопросов, решение которых зависит не только от исполнительной деятельности. Поэтому необходимо объединить усилия, чтобы вместе с законодательными органами существенно повысить законотворческую инициативу и ориентировать ее на формирование такой законодательной базы, которая действительно была бы обеспечена и ресурсами, и механизмом реализации.

Основываясь на конкретных примерах, Н.В.Михайлов обратил внимание Пленума на то, что иногда по одному и тому же вопросу, по одним и тем же обстоятельствам судьями принимаются противоположные решения или длительно не рассматривается дело.

Такие случаи должны считаться чрезвычайными происшествиями и получать соответствующую оценку со стороны Верховного Суда РФ.

Заместитель Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант С.Ф.Кавун отметил значительное увеличение в 1999 г. количества жалоб и исков военнослужащих внутренних войск, иных физических лиц, а также юридических лиц в связи с неправомерными, по их мнению, действиями и решениями органов военного управления и должностных лиц внутренних войск МВД России.

Рост числа обращений в судебные органы военнослужащих внутренних войск и граждан, уволенных с военной службы, подчеркнул он, объясняется прежде всего увеличением количества нарушений их законных прав, обусловленных в основном недостаточным и несвоевременным финансированием внутренних войск, а также тем, что в настоящее время защита интересов военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в судебном порядке является наиболее действенным способом.

Как свидетельствует изучение жалоб и исков военнослужащих, наибольшая их часть связана с несогласием заявителей с решением о досрочном увольнении их с военной службы либо с оспариванием порядка увольнения или оснований увольнения с военной службы, а также с нарушением порядка обеспечения военнослужащих положенными видами довольствия, в основном денежного. Остальные жалобы содержали требования заявителей о предоставлении жилых помещений либо о постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возмещении ущерба, полученного в результате дорожно-транспортных происшествий, требования юридических лиц к органам военного управления внутренних войск о возмещении задолженности за выполненные работы, оказанные услуги (в основном коммунальные) по ранее заключенным договорам.

В Федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и Положении о порядке прохождения военной службы решены многие вопросы, связанные с прохождением военной службы, статусом военнослужащих, их социально-правовой защитой. В связи с изменениями в законодательстве о прохождении военной службы и статусе военнослужащих за истекший период (1998-1999 гг.) обозначился ряд новых проблем, которые до конца не отрегулированы вышеуказанными нормативными правовыми актами, что приводит к росту жалоб военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Главным командованием внутренних войск МВД России рассмотрен и в целом поддержан проект постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Вместе с тем предложено внести в него ряд дополнений и изменений.

Заместитель председателя Московского окружного военного суда В.В.Цибульский подчеркнул, что в 1992-1993 гг. военные суды впервые в истории своего существования были наделены полномочиями по рассмотрению жалоб военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления. На первых порах обращения военнослужащих в военные суды были единичными, но уже с 1994 г. поступление жалоб стало увеличиваться и приняло массовый характер. По мнению В.В.Цибульского, в настоящее время нагрузка на судей по рассмотрению жалоб военнослужащих в большинстве судов Московского военного округа значительно превышает нагрузку по рассмотрению уголовных дел.

В течение семи лет практика рассмотрения жалоб военнослужащих по многим спорным вопросам формировалась стихийно. В ряде случаев при разрешении идентичных споров в одном и том же суде принимались разные решения. В настоящее время не в полной мере обеспечивается потребность военных судей в информации о судебной практике, которая бы способствовала правильному и единообразному применению законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.

В этой связи принятие Пленумом постановления по обсужденному вопросу поможет в значительной степени разрешить эту задачу.

В прениях по докладу выступили также председатель Балтийского флотского военного суда генерал-майор юстиции В.М.Борисенко, заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М.Жуйков, заместитель председателя 3 окружного военного суда генерал-майор юстиции С.Д.Литвинов.

В заключении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Ю.Г.Демин отметил, что принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемому вопросу будет иметь большое значение при рассмотрении жалоб военнослужащих. Он обратил внимание на то, что в этом документе даны ответы на острые, давно наболевшие вопросы применения права в области военно-административных отношений.

Ю.Г.Демин предложил принять проект постановления за основу с учетом ряда замечаний и предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В работе Пленума приняли участие заместитель Министра юстиции Российской Федерации Е.Н.Сидоренко, первый заместитель Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации - Начальник Главного штаба генерал-лейтенант Н.С.Резниченко, заместитель Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - Начальник Главного организационно-мобилизационного управления генерал-полковник В.Н.Путилин, Начальник Управления делами Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенант юстиции Г.А.Золотухин, а также представители других заинтересованных министерств и ведомств.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ принято 14 февраля 2000 г.

(Тексты постановлений Пленумов приводятся ниже)