3. Льгота в размере 50 процентов по оплате электроэнергии, предоставление которой производится в соответствии с федеральным законодательством, должна исчисляться от размера базового тарифа по оплате электроэнергии, установленного для всего населения субъекта Российской Федерации

(Извлечение)

Русаков - пенсионер МВД РФ обратился в суд с жалобой на действия АООТ "Электросервис". По его мнению, он неправомерно был лишен предоставленной федеральным законом льготы в размере 50 процентов по оплате за потребленную электроэнергию и был принужден к оплате с 1 июля 1997 г. 100 процентов от установленного в Приморском крае тарифа за электроэнергию.

Решением Лесозаводского городского суда Приморского края (оставленным без изменений судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда) жалоба Русакова удовлетворена.

Президиум Приморского краевого суда протест прокурора края об отмене решения и определения оставил без удовлетворения.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права, повлекшими вынесение незаконного решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 8 октября 1999 г. протест прокурора оставила без удовлетворения, а судебные решения - без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" региональные энергетические комиссии на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в данном Законе, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, вправе устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а также размер оплаты за услуги по передаче электроэнергии по сетям.

Постановлением региональной энергетической комиссии Приморского края от 10 июня 1997 г. N 46 (с изменениями от 26 декабря 1997 г.) с 1 июля 1997 г. введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения края в размере 500 руб/кВтч, 700 руб/кВтч, 1200 руб/кВтч.

Те же тарифы были установлены региональной энергетической комиссией края с 1 апреля 1998 г. в постановлении от 31 марта 1998 г. N 53.

Как было указано в нем, эти тарифы вводятся с учетом постановления губернатора Приморского края от 9 июня 1997 г. N 245 "О льготах на электроэнергию населению края", в котором энергетической комиссии Приморского края рекомендовано устанавливать тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению края, с учетом 50-процентной льготы от определенного тарифа.

Таким образом, органы исполнительной власти Приморского края для всего населения края упомянутым постановлением предусмотрели единый тариф по оплате электроэнергии, размер которого был определен с учетом дотаций энергоснабжающих организаций из федерального бюджета.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Введение в Приморском крае каких-либо льгот сверх тех, предоставление которых производится в соответствии с федеральным законодательством, является правом субъекта Российской Федерации и должно производиться за счет собственных средств субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем это право в силу ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации не может трактоваться как умаление других прав граждан, в частности, прав ряда категорий граждан на льготную оплату электроэнергии, предоставленную федеральным законодательством.

Удовлетворяя жалобу Русакова и обязывая АООТ "Электросервис" произвести перерасчет по оплате им электроэнергии с 1 июля 1997 г. с учетом его права на 50-процентную льготу по оплате от тарифа для населения края, суд правильно указал на то, что эта льгота должна исчисляться от размера базового тарифа по оплате электроэнергии, установленного для всего населения Приморского края постановлением региональной энергетической комиссии Приморского края от 10 июня 1997 г. N 46 (с изменениями от 26 декабря 1997 г.).

Решение суда является законным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.

Довод прокурора в протесте о том, что суд нарушил ст. 50 ГПК РСФСР, поскольку Русаков не представил доказательств, подтверждающих факт переплаты (а суд это обстоятельство не проверил), необоснован.

Тот факт, что заявитель - пенсионер МВД РФ и проживающие с ним члены семьи на основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4202-I от 23 декабря 1992 г., и п. 9 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) пользуются льготой в размере 50 процентов по оплате электроэнергии от действующего в крае тарифа, в суде никем не оспаривался и правильно был признан установленным. Представитель АООТ "Электросервис" не опровергал то обстоятельство, что до принятия постановления региональной энергетической комиссии Приморского края от 10 июня 1997 г. N 46 заявитель и члены его семьи фактически пользовались названной льготой, правомерность предоставления которой сомнений не вызывала.

Таким образом, оснований к отмене судебных постановлений по доводам протеста прокурора не имеется.

____________