3. Пункт 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р "О мерах по реализации совместного заявления Председателя Правительства Российской Федерации и Президента Чеченской Республики от 29 октября 1998 г." в части решения вопроса о погашении задолженности по пенсионному обеспечению за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики проживающим там гражданам и получающим пенсии, указанные в ст. 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета", признан Верховным Судом Российской Федерации незаконным и не подлежащим применению. Указанный пункт распоряжения Правительства по вопросу выплаты задолженности по пенсионному обеспечению гражданам, проживающим в Чеченской Республике и получающим иные пенсии, признан законным

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

Адвокат X., представляющий группу граждан, проживающих в Чеченской Республике, обратился в Верховный Суд РФ с требованием о признании незаконным п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р "О мерах по реализации совместного заявления Председателя Правительства Российской Федерации и Президента Чеченской Республики от 29 октября 1998 г." в части слов: "Погашение задолженности по пенсионному обеспечению осуществлять за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики". По его мнению, п. 6 оспариваемого распоряжения Правительства Российской Федерации в указанной части не соответствует положениям Конституции Российской Федерации и требованиям Закона Российской Федерации от 20 января 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 14 января 1997 г.), предусматривающих право граждан Российской Федерации на получение пенсии.

Упомянутый пункт распоряжения Правительства Российской Федерации, касающийся погашения его доверителям задолженности по пенсионному обеспечению за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, без законных оснований нарушает это право.

Представители Правительства Российской Федерации просили оставить жалобу без удовлетворения, пояснив при этом о том, что Правительство Российской Федерации вправе было разрешить таким образом вопрос о погашении задолженности по выплате пенсий гражданам, проживающим в Чеченской Республике, поскольку в последние годы никаких отчислений от этой Республики в Пенсионный фонд Российской Федерации не производилось.

Установленный Правительством Российской Федерации порядок погашения задолженности по пенсиям за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории данной Республики, требованиям пенсионного законодательства не противоречит.

Верховный Суд РФ 13 января 2000 г. жалобу удовлетворил частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета" финансирование выплаты государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также выплаты государственных пенсий, предусмотренных вышеназванным Законом, в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, государственных пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву", Федеральным законом от 7 мая 1995 г. "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по пенсионному обеспечению, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г.), и финансирование расходов на доставку и пересылку всех государственных пенсий осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, ежемесячно перечисляемых Пенсионному фонду Российской Федерации в порядке авансирования в размере, необходимом для выплаты указанных пенсий, а также для оплаты расходов на доставку и пересылку всех государственных пенсий.

Как предусмотрено в п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р "О мерах по реализации совместного заявления Председателя Правительства Российской Федерации и Президента Чеченской Республики от 29 октября 1998 г.", погашение задолженности по пенсионному обеспечению граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, независимо от вида получаемой пенсии.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании представителями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, с учетом ст. 1 приведенного выше Федерального закона от 28 октября 1998 г. оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации в названной части не может быть признано законным.

Как видно из содержания жалобы и объяснений представителей Правительства Российской Федерации, среди граждан, проживающих на территории Чеченской Республики и имеющих право на пенсионное обеспечение, имеются различные категории пенсионеров, в том числе и граждане, пользующиеся правом на получение пенсий, указанных в ст. 1 названного Федерального закона, финансирование выплаты которых должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, а не за счет страховых взносов, как это предусмотрено п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации.

Использование же страховых взносов работодателей и граждан, а также других поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, связанных с уплатой страховых взносов, на финансирование выплаты государственных пенсий, перечисленных в ст. 1 упомянутого выше Федерального закона от 28 октября 1998 г., допускается лишь в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год, что также не следует из п. 6 оспариваемого распоряжения.

Исходя из этого, данный пункт распоряжения Правительства Российской Федерации в части решения вопроса о погашении задолженности по выплате пенсий гражданам, проживающим на территории Чеченской Республики и получающим пенсии, указанные в ст. 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. N 163-ФЗ, за счет страховых взносов, нельзя признать правомерным.

Что касается названного порядка погашения задолженности по выплате пенсий другим категориям пенсионеров за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, то в этой части каких-либо правовых оснований для признания обжалуемого распоряжения Правительства Российской Федерации незаконным не имеется.

Утверждение представителя заявителей X. о том, что п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросу погашения задолженности по пенсионному обеспечению полностью является неправомерным, не основано на законе.

Ссылка представителя заявителей при этом на то, что выплата пенсий на территории Российской Федерации в соответствии с п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации должна осуществляться за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, не может свидетельствовать о незаконности в целом п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации по указанному выше вопросу, поскольку пенсионное законодательство не исключает возможности выплаты пенсий и погашения задолженности по ним за счет страховых взносов, уплачиваемых в конкретном субъекте Российской Федерации, при наличии соответствующего на это решения Правительства Российской Федерации.

В данном случае такое решение Правительства имеется.

Довод представителя заявителей о том, что п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации в упомянутой части не соответствует требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", необоснован, так как этим пунктом распоряжения права граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, на социальное обеспечение, за исключением упомянутых выше категорий пенсионеров, не нарушаются и не ограничиваются. Выплата же иных видов пенсий и задолженности по ним допускается законом за счет страховых взносов работодателей и граждан, в том числе и за счет взносов, уплачиваемых в соответствующем субъекте Российской Федерации, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации. Решение Правительства Российской Федерации об использовании уплачиваемых на территории Чеченской Республики страховых взносов на погашение образовавшейся задолженности по выплате пенсий гражданам, проживающим на этой территории, без предварительного их перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации в данном конкретном случае, как считал суд, закону не противоречит, поскольку целевое назначение упомянутых взносов не изменяется и их использование должно фактически осуществляться Пенсионным же фондом Российской Федерации, как это и предусмотрено законом.

Другие доводы, на которые представитель заявителей ссылается в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы в полном объеме.

Верховный Суд Российской Федерации жалобу адвоката X., представляющего группу граждан, проживающих в Чеченской Республике, удовлетворил частично: п. 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1698-р в части решения вопроса о погашении задолженности по пенсионному обеспечению за счет страховых взносов, уплачиваемых на территории Чеченской Республики, проживающим там гражданам и получающим пенсии, указанные в ст. 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. N 163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета", признал незаконным и не подлежащим применению; эту же жалобу на указанный пункт оспариваемого распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросу выплаты задолженности по пенсионному обеспечению гражданам, проживающим в Чеченской Республике и получающим иные пенсии, оставил без удовлетворения.

Кассационная коллегия 28 марта 2000 г. судебное решение оставила без изменений.