6. Возложение судом на избирательную комиссию области обязанности по обеспечению публикации предвыборного агитационного материала, представленного кандидатом в депутаты областной Думы, признано неправильным

(Извлечение)

 

У. - кандидат в депутаты Мурманской областной Думы по Мурманскому трехмандатному избирательному округу N 2 обратился в Мурманский областной суд с жалобой на действия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Мурманской областной Думы по Мурманскому трехмандатному избирательному округу N 2 и избирательной комиссии Мурманской области. Он просил обязать их обеспечить публикацию предъявленного им 6 декабря 1999 г. предвыборного материала в газете "Мурманский вестник", признать не соответствующими закону постановление избирательной комиссии Мурманской области N 58 от 24 октября 1999 г. в части предоставления зарегистрированным кандидатам в депутаты Мурманской областной Думы Мурманского трехмандатного избирательного округа N 2 бесплатной газетной площади областного периодического издания "Мурманский вестник" для публикации фотографий и кратких биографических данных, а также постановление этой избирательной комиссии N 66 от 2 декабря 1999 г. об утверждении содержания биографических данных кандидатов и направлении в названное издание.

При этом заявитель сослался на то, что представленный им предвыборный материал не был опубликован, обжалуемые постановления ограничивают право кандидатов самостоятельно определять содержание публикуемых ими материалов.

Мурманский областной суд жалобу удовлетворил.

В кассационной жалобе избирательная комиссия Мурманской области просила отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 февраля 2000 г. кассационную жалобу удовлетворила и отменила решение областного суда, указав следующее.

Удовлетворяя жалобу У., суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 4 ст. 37 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и содержание своей агитации через средства массовой информации. Поэтому суд считал, что избирательная комиссия, которой не предоставлено право определять содержание агитационного материала, принимая постановления N 58 и 66 относительно предоставления кандидатам в депутаты для публикации в газете на бесплатной основе фотографий и кратких биографических данных, превысила свои полномочия, в публикации представленного заявителем агитационного материала, соответствующего по размеру предоставляемой для бесплатной публикации газетной площади, отказала неправильно.

Однако такой вывод не соответствует обстоятельствам дела и сделан судом с нарушением норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 41 упомянутого Федерального закона периодические печатные издания, подпадающие под действие п. 1 ст. 39 настоящего Закона (в данном случае газета "Мурманский вестник"), должны выделить печатные площади для материалов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Законом Мурманской области не предусмотрено бесплатное предоставление периодическими печатными изданиями печатной площади для предвыборных материалов, и в данном случае газетная площадь в порядке, установленном названной правовой нормой, не предоставлялась.

Как видно из материалов дела, бесплатная газетная площадь областного периодического печатного издания "Мурманский вестник" выделена не редакцией этого издания и не за счет средств текущего бюджетного финансирования, а избирательной комиссией Мурманской области, которая за счет своих средств произвела оплату публикации фотографий и кратких биографических данных кандидатов. Эти обстоятельства подтверждаются содержанием обжалуемых постановлений избирательной комиссии и копией платежного поручения об оплате за публикации.

Такие действия избирательной комиссии связаны с исполнением обязанности, предусмотренной Законом Мурманской области "О выборах депутатов Мурманской областной Думы". Согласно п. 4 ст. 20 названного Закона избирательная комиссия Мурманской области доводит до сведения населения итоги регистрации кандидатов в депутаты Мурманской областной Думы, их биографические данные.

Следовательно, к возникшим отношениям положения п. 4 ст. 37 Федерального закона от 19 сентября 1997 г., определяющие условия осуществления агитации через средства массовой информации, судом применены ошибочно. Опубликованные в газете "Мурманский вестник" от 11 декабря 1999 г. материалы относятся к информационным и не являются агитационными.

Суд своим решением возложил на избирательную комиссию Мурманской области обязанность обеспечить публикацию предвыборного агитационного материала, представленного У., тогда как публикация такого рода материала не входит в компетенцию избирательной комиссии и нарушает закрепленный в ст. 34 указанного Федерального закона принцип равенства зарегистрированных кандидатов.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, с которыми ознакомлены лица, участвующие в деле, то решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.