7. Верховным Судом Российской Федерации признан недействительным абз. 3 письма Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 декабря 1999 г. N 01-23/5335 "О возмещении избирательными комиссиями транспортных расходов кандидатам, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу, и зарегистрированным кандидатам, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

 

Ф. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительным абз. 3 письма Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 декабря 1999 г. N 01-23/5335 "О возмещении избирательными комиссиями транспортных расходов кандидатам, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу, и зарегистрированным кандидатам, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым предусмотрено возмещение кандидатам в депутаты Государственной Думы транспортных расходов на поездку. При этом под поездкой понимается подтвержденный проездным билетом проезд от пункта отправления до пункта прибытия в одном направлении.

Такое понимание поездки, по мнению Ф., не соответствует п. 2 ст. 49 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в частности, кандидатам возмещаются транспортные расходы за две поездки авиационным транспортом в избирательный округ и обратно.

Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации возражали против удовлетворения жалобы. По их мнению, данное в этом письме разъяснение соответствует положениям п. 4 ст. 49 названного Федерального закона.

Верховный Суд РФ 1 февраля 2000 г. жалобу удовлетворил, указав следующее.

Согласно абз. 3 упомянутого письма под поездкой понимается подтвержденный проездным билетом проезд от пункта отправления до пункта прибытия в одном направлении. Транспортные расходы на проезд от пункта отправления до пункта прибытия и обратно, подтвержденные одним проездным билетом, подлежат возмещению как расходы за две поездки.

Статьей 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлены гарантии деятельности зарегистрированного кандидата, в том числе возмещение транспортных расходов. Если зарегистрированный кандидат проживает вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, ему помимо возмещения стоимости проездных билетов при поездках на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) и междугородном (не более четырех поездок) транспорте общего пользования в пределах территории соответствующего округа дополнительно возмещаются транспортные расходы за четыре поездки железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования либо за две поездки авиационным транспортом в избирательный округ и обратно.

В п. 4 ст. 49 названного Федерального закона перечислены условия возмещения транспортных расходов, а именно период, когда зарегистрированный кандидат может реализовать свое право на поездки, а также предъявление проездных билетов на поездку (от пункта отправления до пункта прибытия). Избирательный закон определяет поездку как проезд от пункта отправления до пункта прибытия.

Согласно дополнению, содержащемуся в абз. 3 письма, под поездкой понимается проезд от пункта отправления до пункта прибытия в одном направлении; транспортные расходы на проезд от пункта отправления до пункта прибытия и обратно, подтвержденные одним проездным билетом, подлежат возмещению как расходы за две поездки. Это противоречит п. 2 ст. 49 упомянутого Федерального закона, предусматривающему гарантию возмещения зарегистрированному кандидату стоимости двух поездок авиационным транспортом в избирательный округ и обратно.

Ранее действовавший Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предоставлял кандидату в депутаты право на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно.

Таким образом, суд пришел к выводу, что Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" расширил гарантии прав кандидатов на возмещение транспортных расходов, содержащееся же в письме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации положение не соответствует требованиям закона и ущемляет права заявителя, а поэтому его следует признать недействительным.

Верховный Суд РФ жалобу Ф. удовлетворил: признал недействительным абз. 3 письма Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 декабря 1999 г. N 01-23/5335 "О возмещении избирательными комиссиями транспортных расходов кандидатам, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу, и зарегистрированным кандидатам, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В кассационном порядке решение не обжаловано и не опротестовано.

Для сведения

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2000 г. признала недействительными абз. 2, 3 и 4 п. 4.4 "Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии", утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19 (в редакции постановления ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. N 47).