2. Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади

(Извлечение)

 

Б. вместе с несовершеннолетним сыном, 1976 года рождения, проживала в Тульской области на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зоне проживания с правом на отселение.

В июне 1994 г. она с сыном переселилась в комнату размером 18,7 кв. м в трехкомнатной квартире в г. Москве, нанимателем которой являлся ее бывший муж.

Б. неоднократно обращалась к главе районной управы "Люблино" с заявлением о внеочередном обеспечении ее благоустроенной жилой площадью в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. и Федеральных законов от 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 19 ноября 1997 г. и 17 апреля 1999 г.), однако во включении ее в списки на внеочередное предоставление жилого помещения ей отказано.

Б. обратилась в суд с жалобой на действия главы управы "Люблино". По ее мнению, они противоречат названному Закону.

Люблинский районный суд г. Москвы 22 июля 1999 г. в удовлетворении жалобы отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда решение суда оставила без изменения.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений.

Президиум Московского городского суда 15 июня 2000 г. протест удовлетворил, указав следующее.

Отказывая заявительнице в удовлетворении жалобы, суд считал, что Б. в силу п. 7 ст. 17 и ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями) имеет право на одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного фонда по новому месту жительства, но жилое помещение может быть ей предоставлено лишь в случае признания нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Москве, утвержденным постановлением правительства Москвы от 13 мая 1997 г. Поскольку заявительница проживает в Москве менее 10 лет, то согласно указанному Положению она не может быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому, как указал суд, действия главы управы являются правильными.

С таким выводом суда согласиться нельзя.

При вынесении решения суд первой инстанции правильно сослался на то, что граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, имеют право на одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного жилого фонда (п. 11 ст. 13, п. 7 ст. 17, ст. 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Однако суд не учел требования ч. 2 ст. 22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г.) и ст. 33 ЖК РСФСР, в силу которых граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 упомянутого Закона Российской Федерации финансирование расходов по его реализации осуществляется из федерального бюджета.

Названный Закон является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, расходы на его реализацию предусмотрены в федеральном бюджете.

Таким образом, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, должны включаться в месте нового проживания в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, и общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусматривающий в данном случае проживание в Москве не менее 10 лет, на них не распространяется.

При таких обстоятельствах судебные решения подлежат отмене, а дело - направлению на новое судебное рассмотрение.