6. Признан недействительным п. 2 распоряжения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих"

(Извлечение из решения Верховного Суда РФ)

      Заявитель П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными: п. 38 Положения о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих, утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, и п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих", считая, что оспариваемые нормы противоречат действующему законодательству и нарушают права и интересы граждан.

      Представители ФСФО России и Министерства юстиции Российской Федерации возражали против удовлетворения заявленных требований.

      Верховный Суд РФ 20 июня 2000 г. требования удовлетворил частично, указав следующее.

      Как установлено в судебном заседании, распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р утверждены: 1. Положение о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих и 2. Формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления.

      Формы текущей отчетности арбитражных управляющих представляются в территориальный орган ФСФО России на территории субъекта Российской Федерации, где расположена организация-должник. Приложение 2.1 устанавливает форму титульного листа текущей отчетности; приложение 2.2 - отчет о результатах процедуры наблюдения; приложение 2.3 - финансовый план проведения процедуры внешнего управления; приложение 2.4 - информация о ходе внешнего управления; приложение 2.5 - финансовый план проведения процедуры конкурсного производства; приложение 2.6 - информация о ходе конкурсного производства.

      Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает права и обязанности арбитражного управляющего, который осуществляет свои функции в различных процедурах банкротства (наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве).

      Так, в ст. 61 Закона о банкротстве установлены обязанности временного управляющего: по окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

      В силу п. 2 ст. 74 упомянутого Закона внешний управляющий обязан разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.

      В соответствии с п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве план внешнего управления утверждается собранием кредиторов.

      Внешний управляющий по итогам внешнего управления обязан представить собранию кредиторов отчет (ст. 90 Закона о банкротстве).

      Составление финансового плана проведения процедуры внешнего управления упомянутым Законом не установлено.

      При открытии конкурсного производства контроль за деятельностью конкурсного управляющего согласно ст. 115 Закона о банкротстве осуществляют комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, а также арбитражный суд.

      После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства (ст. 117 Закона о банкротстве).

      Составление финансового плана проведения процедуры конкурсного производства названным Законом не установлено.

      Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, предусматривает, что ФСФО России утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, а также в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия, предоставленные ей Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

      Согласно п. 31 Положения о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1544, надзор за соблюдением лицензиатом требований и условий лицензируемого вида деятельности осуществляется ФСФО России.

      Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. (с изменениями и дополнениями) "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет понятие надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий как систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

      Права лицензирующих органов при осуществлении ими надзора перечислены в ст. 12 названного Закона. Федеральный закон и Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих предусматривают, что лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы. Исходя из того, что Закон о банкротстве не устанавливает обязательное составление финансового плана проведения процедуры внешнего управления, финансового плана проведения процедуры конкурсного производства и представление форм отчетности в органы ФСФО России, а Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих также не предусматривает в качестве обязательного требования к лицензиату составление такой отчетности, п. 2 распоряжения ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, устанавливающий формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления, является недействительным.

      Согласно п. 38 Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв лицензии влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида деятельности и возврат лицензии. В силу п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 25 Закона о банкротстве арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой ФСФО России в порядке, установленном Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

      Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих определяют лицензию как разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности, в частности арбитражного управляющего.

      Приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв влекут соответственно временное или постоянное прекращение права арбитражного управляющего на осуществление лицензируемого вида деятельности.

      Доводы заявителя о том, что Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в ст. 13 предусматривает возможность установления срока для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не свидетельствуют о недействительности оспариваемой нормы.

      То обстоятельство, что арбитражные управляющие по конкретному делу назначаются арбитражным судом, не лишает права лицензирующего органа принять решение о приостановлении действия лицензии.

      Учитывая, что п. 38 Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих соответствует действующему законодательству, принят ФСФО России в пределах ее полномочий и не нарушает права физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве арбитражных управляющих, жалоба в этой части не подлежит удовлетворению.

      Верховный Суд РФ заявление П. удовлетворил частично: признал недействительным п. 2 распоряжения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 27 августа 1999 г. N 23-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих"; заявление же о признании недействительным п. 38 Положения об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих, утвержденного распоряжением ФСФО России от 27 августа 1999 г. N 23-р, оставил без удовлетворения.

      Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 15 августа 2000 г. решение оставила без изменения.