1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. Норма закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая возможность передачи главам администраций муниципальных образований полномочий по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, признана противоречащей Федеральному закону и недействующей (И з в л е ч е н и е) Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 г. N 14-РЗ "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины", ссылаясь на то, что данная норма противоречит ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", поскольку допускает возможность передачи главам администраций муниципальных образований полномочий по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины. Решением Верховного суда Республики Коми от 24 октября 2000 г. заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе Государственного Совета Республики Коми был поставлен вопрос об отмене решения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 декабря 2000 г. решение Верховного суда Республики Коми оставила без изменения, а жалобу - без удовлетворения, указав следующее. Статьей 4 Закона Республики Коми 9 апреля 1999 г. N 14-РЗ "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" предусмотрено, что Советы муниципальных образований Республики Коми имеют право передавать главам администраций этих же муниципальных образований полномочия по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины. Эта норма корреспондируется со ст. 3 того же Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 г. N 14-РЗ, согласно которой Советам муниципальных образований предоставлено право на установление дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных плательщиков. Верховный суд Республики Коми обоснованно признал ст. 4 Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 г. N 14-РЗ противоречащей федеральному законодательству и недействующей. Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) и ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-I "О государственной пошлине" (с последующими изменениями и дополнениями) государственная пошлина является федеральным налогом и представляет собой обязательный, действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий либо за выдачу им документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. В соответствии с п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. По этому вопросу субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Суд правильно указал в решении на то, что в силу п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 105-ФЗ) для отдельных плательщиков дополнительные льготы по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, имеют право устанавливать только представительные органы местного самоуправления. Федеральным законом право на передачу указанных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации или представительными органами местного самоуправления исполнительным органам муниципальных образований, равно как и право этих исполнительных органов устанавливать такие льготы, не предусмотрено. Статья 4 Закона Республики Коми "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины" противоречит федеральному законодательству, поскольку незаконно расширяет права представительных органов (Советов) муниципальных образований Республики Коми в области регулирования порядка уплаты государственной пошлины, относящегося к исключительному ведению Российской Федерации. Нормы материального права судом истолкованы и применены правильно, оснований для отмены законного решения суда по доводам кассационной жалобы Государственного Совета Республики Коми не имеется. ___________
 

Поиск в номере