1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Абзац 2 п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 г. N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения" признан недействительным (незаконным) (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Правительством Российской Федерации 14 мая 1992 г. было принято постановление N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения". Абзацем 2 п. 4 названного постановления предусмотрено, что в случаях, когда профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку проходят по направлению государственной службы занятости высвобожденные работники, которые, работая в течение двух лет, предшествующих высвобождению, не имели возможности повысить свою квалификацию и получить смежную профессию на предприятиях, с которых произошло высвобождение, все затраты на обучение этих лиц производятся за счет средств данных предприятий. Указанные средства возмещаются предприятиями Государственному фонду занятости Российской Федерации по фактическим затратам на обучение высвобожденных работников, направленных органами службы занятости. Тульское региональное отделение общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным вышеприведенного положения постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права работодателей. Верховный Суд РФ 28 ноября 2000 г. это требование удовлетворил по следующим основаниям. В силу ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления, обеспечивает их исполнение. Из преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 г. N 315 следует, что оно принято в соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в РСФСР" и в целях обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения в условиях перехода к рыночной экономике. Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ 1 с последующими изменениями и дополнениями) не содержит норму, аналогичную по содержанию абз. 2 п. 4 оспариваемого постановления. Согласно п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Как указывается в п. 1 ст. 22 данного Закона, средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных настоящим Законом, и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, других уполномоченных банков. Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не предусмотрено ответственности работодателей за то, что высвобождаемые с предприятий работники в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, не имели возможности повысить свою квалификацию и получить смежную профессию на предприятиях, с которых произошло высвобождение. На работодателей возлагается лишь обязанность возместить фонду занятости затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации (п. 4 ст. 25 Закона). Следовательно, доводы представителя Правительства Российской Федерации о соответствии постановления Правительства Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" несостоятельны. В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации пояснил, что норма о возмещении работодателями Государственному фонду занятости затрат на обучение высвобожденных с предприятий работников является санкцией за невыполнение работодателями обязанности по созданию условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих. Однако в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ гражданско-правовая (имущественная) ответственность работодателей может быть установлена только федеральным законом. Поэтому суд не может согласиться с доводом представителя Правительства Российской Федерации о том, что Правительство Российской Федерации согласно п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вправе принять упомянутую норму. Поскольку суд признал, что абз. 2 п. 4 постановления Правительства не соответствует Закону и нарушает имущественные права работодателей, он является недействительным в соответствии со ст. 13 ГК РФ. Верховный Суд РФ заявление Тульского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)" удовлетворил и признал недействительным (незаконным) абз. 2 п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 г. N 315 "О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения". В кассационном порядке решение не обжаловалось. ______________ 1 Последнее изменение внесено Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ. ___________
 

Поиск в номере