1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ: СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО И ДОСТУПНОГО ПРАВОСУДИЯ Целью возрождения института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение (а следовательно, и ускорение) процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" подписан Президентом Российской Федерации после его соответствующего одобрения в Государственной Думе 11 ноября и в Совете Федерации 2 декабря 1998 г. По закону мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. Но только через полтора года после принятия Федерального закона о мировых судьях было определено общее количество участков и число мировых судей в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации и внесены соответствующие изменения в процессуальное законодательство. Общее число мировых судей составит 6451 (они примут на себя нагрузку, равную примерно 7-8% уголовных дел и почти половине гражданских дел и материалов об административных правонарушениях, рассматриваемых районными судами). В этой связи можно привести положительный опыт ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Брянской, Калининградской и Саратовской областей. В ноябре 1999 г. принят Закон Брянской области "О мировых судьях Брянской области", а в марте 2000 г. - "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Брянской области", в соответствии с которым в Брянской области предусматривалось открытие 65 участков мировых судей. В 2000 году в Брянской области выполнена одна из важнейших задач - осуществлен комплекс мероприятий по введению института мировых судей. Вся работа осуществлялась под руководством специально созданной рабочей группы, состоящей из представителей областного суда, руководства управления Судебного департамента в области, областной Думы и администрации области. Были изучены все вопросы, связанные с разработкой и принятием областных законов по введению института мировых судей (определены участки мировых судей, составлены постатейные сметы расходов, необходимых для их функционирования, проанализированы кадровый резерв и возможности размещения и оборудования участков мировых судей). С 21 августа 2000 г. корпус мировых судей области в полном составе приступил к работе. Вместе с тем в процессе становления мировой юстиции имеются известные проблемы. Это объясняется целым рядом причин законодательного, финансового и организационного характера. Особое беспокойство вызывает нежелание ряда субъектов Российской Федерации вводить у себя институт мировой юстиции. Так, например, в Коми-Пермяцком автономном округе Законодательное Собрание неоднократно принимало решения не выходить с законодательной инициативой о числе мировых судей и количестве судебных участков на территории округа со ссылкой на отсутствие необходимых средств. Аналогичная ситуация сложилась еще в четырех субъектах Российской Федерации. Этого допустить нельзя, потому что это противоречит нормам Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возложено законом на органы юстиции либо на органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако многие субъекты Российской Федерации не готовы принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей. Так, 44 субъекта Российской Федерации не заложили в своих бюджетах на 2000 год средства на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Но даже там, где эта работа проведена, где средства выделены, их явно недостаточно для нормального функционирования мировой юстиции. Другой серьезной проблемой становления института мировых судей является неурегулированность вопросов организационного обеспечения их деятельности. Поскольку Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" не содержит понятия организационного обеспечения деятельности мирового судьи (он предполагает только выплату заработной платы, социальные гарантии и материально-техническое обеспечение), на местах возник целый ряд вопросов, которые законодательно не решены. Вопрос о возложении обязанностей по организационному обеспечению деятельности мировых судей в разных субъектах решается по-разному. Так, в ряде субъектов Российской Федерации организационное обеспечение деятельности мировых судей полностью взяли на себя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Ростовская, Нижегородская области). В Ростовской области даже создали департамент по работе с мировыми судьями при администрации области. По мнению председателя Ростовского областного суда В.Ткачева, пока данная конструкция всех устраивает. Но и он считает, что такой порядок существует до тех пор, пока губернатор сознает значимость указанного института судебной власти. Для того чтобы обеспечить единообразие в организации деятельности мировых судей, управления (отделы) Судебного департамента на местах были сориентированы на подписание соглашений с органами исполнительной власти субъектов. С этой целью Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации был разработан примерный текст такого соглашения и выданы доверенности на его подписание. Возможность подписания упомянутых соглашений имеет соответствующее правовое обоснование, так как юридическое заключение по данному вопросу получено в Институте государства и права Российской академии наук. Это в определенной степени будет гарантировать стабильное обеспечение деятельности мировых судей на начальном этапе. Данный шаг был продиктован необходимостью преодоления барьеров, стоящих на пути становления мировой юстиции. Вместе с тем подписание указанных соглашений не позволяет полностью преодолеть их, а также все противоречия, обусловленные федеральным законодательством. Как показала практика, заключение названных соглашений зависит не только от Судебного департамента. И если не все субъекты Российской Федерации подпишут их, это повлечет неединообразное решение вопросов обеспечения деятельности мировых судей, входящих в единую систему судов общей юрисдикции. Развитие этого института в регионах будет различно, а в ряде субъектов может поставить в неравное положение мировых и федеральных судей или даже привести к их противопоставлению. Ряд субъектов Федерации под предлогом отсутствия финансовых средств может по-прежнему затягивать введение этого института. Нужно отдавать себе отчет, что с началом деятельности мировых судей объем работы Судебного департамента, его территориальных органов значительно возрос и будет возрастать. Уже сейчас для полноценного осуществления функций по финансовому обеспечению мировых судей (в предусмотренном законом объеме), а также для осуществления кадровой и организационно-методической работы Судебного департамента и его органов на местах потребуется соответствующее увеличение штатной численности. Учитывая, что реализация задач по обеспечению условий для полного и независимого осуществления правосудия федеральными судами общей юрисдикции возложена на Судебный департамент, решение этих вопросов для мировых судей в целях единообразного обеспечения их деятельности тоже логично было бы передать Судебному департаменту. Более того, на Департамент Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" возложено выполнение такой государственной функции, как ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов. Департаментом уже разрабатываются формы статистической отчетности и временная инструкция по делопроизводству мировых судей. Да и невозможно представить, чтобы статистика велась без учета рассмотренных гражданских, уголовных дел и материалов об административных правонарушениях мировыми судьями. Кроме того, законом на Судебный департамент возложено обеспечение безопасности судей и членов их семей и информатизация судов общей юрисдикции, следовательно, это в полной мере должно относиться и к мировым судьям. Если не взять на себя, например, информатизацию, то при таком варианте обеспечения деятельности мировых судей они могут оказаться вне создаваемой Судебным департаментом единой системы информатизации судов общей юрисдикции. С точки зрения ведомственных интересов, наверное, этого можно было бы и не делать. Но если рассматривать проблему исходя из государственного подхода, то другого пути для ее разрешения нет. Указанная точка зрения находит своих сторонников и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Предварительное обсуждение данного вопроса с начальниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации показывает, что при соответствующем увеличении штатной численности Судебного департамента и сохранении финансирования за счет субъектов Федерации такой путь наиболее верный. Хотелось бы надеяться и на понимание позиции судейского сообщества и Судебного департамента со стороны глав исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, рассматривающих вопросы становления и развития мировой юстиции в регионах, где появление мировых судей укрепит авторитет не только судебной, но и самой региональной власти. Именно поэтому по решению V Всероссийского съезда судей и по поручению Верховного Суда Российской Федерации Судебным департаментом были подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". 28 мая 2001 г. состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в порядке законодательной инициативы внес соответствующие законопроекты в Государственную Думу. В настоящее время в различных субъектах Российской Федерации уже назначено свыше 2250 мировых судей и только в I квартале 2001 г. ими было рассмотрено с вынесением приговора более 17 тыс. уголовных и свыше 148 тыс. гражданских дел. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, государственный советник юстиции 1 класса А.В.ГУСЕВ
 

Поиск в номере