1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Признаны недействительными (незаконными) следующие положения Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038: абз. 3 п. 6.1 в части слов "(но не более одного года)"; абз. 2 п. 5.6 в части слов "(кроме случаев, определенных пунктом "в" ст. 16 Положения, - по служебному несоответствию в аттестационном порядке, а также в порядке дисциплинарного взыскания)"; абз. 1 п. 15.13 в части, допускающей возможность отзыва сотрудника из очередного отпуска без его согласия; четвертое предложение абз. 1 п. 16.7 в части слов "(в размере, установленном в четвертом квартале)"; абз. 2 п. 17.15 в части, допускающей при увольнении сотрудников органов внутренних дел применение формулировок увольнения, отличающихся от приведенных в ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции"; абз. 2 п. 18.7 в части слов "но не более чем за один год" (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Верховный Суд РФ 16 ноября 2000 г., рассмотрев жалобу профсоюза сотрудников милиции г. Москвы, признал недействительными (незаконными) некоторые положения пп. 5.6, 6.1, 15.13, 16.7, 17.15, 18.7 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 1038 и зарегистрированной в Минюсте России (далее - Инструкция), указав следующее. Согласно п. 6.1 Инструкции кандидат на службу в органы внутренних дел назначается стажером по должности с испытательным сроком в соответствии с требованиями ст. 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (далее - Положение). Во время испытательного срока осуществляется дальнейшее изучение его деловых и личных качеств. Решение об установлении испытательного срока и его продолжительности принимается начальником, имеющим право приема на службу. Продолжительность испытательного срока (но не более одного года) указывается в контракте и в приказе о приеме на службу в органы внутренних дел. Суд полагает, что абз. 3 п. 6.1 Инструкции в части слов "(но не более одного года)" подлежит признанию недействительным, поскольку не соответствует ч. 4 ст. 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (в ред. от 29 декабря 2000 г.), предусматривающей, что для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. Как указывается в абз. 1 п. 5.6 Инструкции, при назначении сотрудника на должность руководитель органа внутренних дел обязан использовать его на службе в соответствии с условиями контракта и требованиями ст. 11 Положения. В абз. 2 п. 5.6 Инструкции сказано, что не предусмотренное условиями контракта перемещение по службе сотрудников органов внутренних дел (кроме случаев, определенных п. "в" ст. 16 Положения, - по служебному несоответствию в аттестационном порядке, а также в порядке дисциплинарного взыскания) производится только с их согласия с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья и по основаниям, установленным ст. 16 Положения. Как считает суд, изложенные предписания Инструкции подлежат признанию недействительными в части слов "(кроме случаев, определенных пунктом "в" ст. 16 Положения, - по служебному несоответствию в аттестационном порядке, а также в порядке дисциплинарного взыскания)", так как в Законе Российской Федерации "О милиции" и других федеральных законах не содержится норм, позволяющих переместить сотрудника органов внутренних дел без его согласия на другое постоянное место службы. Некоторые общегражданские права и свободы сотрудников милиции (к которым относится право на свободный труд) могут быть ограничены, но только федеральными законами, что отмечено в ч. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации "О милиции", поэтому в Инструкции не должны содержаться предписания ст. 16 Положения о возможности перемещения сотрудников органов внутренних дел без их согласия на другое постоянное место службы. Первым абзацем п. 15.13 Инструкции предусмотрено, что отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускается лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляется приказом. Приведенное предписание Инструкции подлежит признанию недействительным в части, допускающей возможность отзыва сотрудника из очередного отпуска без его согласия, поскольку обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников органов внутренних дел могут быть установлены только федеральными законами. Действующие же федеральные законы подобных норм не содержат. Как указано в абз. 1 п. 16.7 Инструкции, сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение или оздоровительный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы МВД России за плату. При этом сотрудникам органов внутренних дел ежегодно выплачивается компенсация в размере средней стоимости путевки, а жене (мужу) и несовершеннолетним детям - компенсация в размере 50 процентов ее стоимости. Право на указанную компенсацию не обусловливается каким-либо сроком службы в год ухода в отпуск или другими обстоятельствами, в том числе продолжительностью отпуска. Компенсация выплачивается также за прошлый год (в размере, установленном в четвертом квартале) в случае неиспользования отпуска. Четвертое предложение абз. 1 п. 16.7 в части слов "(в размере, установленном в четвертом квартале)" подлежит признанию недействительным, поскольку регулирующая вопросы льгот, гарантий и компенсаций ст. 54 Положения не содержит указаний, на какой период времени (первый, второй, третий или четвертый квартал года) должен определяться размер денежной компенсации стоимости путевки. В соответствии с абз. 4 п. 16.7 Инструкции выплата денежной компенсации производится в размере, установленном на день убытия сотрудника в основной отпуск. В случаях переноса очередного ежегодного отпуска сотрудника на следующий год не по его инициативе определение денежной компенсации за санаторно-курортное лечение в размере, установленном в четвертом квартале предшествующего года, а не на день фактического убытия работника в отпуск, не может быть признано правильным, поскольку в связи с инфляционными процессами сумма денежной компенсации обесценивается (теряет покупательную способность). Как видно из абз. 2 п. 17.15 Инструкции, при увольнении сотрудников из органов внутренних дел применение формулировок, не предусмотренных ст. 58 Положения, запрещается. Если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, указывается та из них, которая дает право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ. Предписания п. 17.15 Инструкции подлежат признанию недействительными в части, допускающей при увольнении сотрудников органов внутренних дел применение формулировок увольнения, отличающихся от приведенных в ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции", поскольку перечень оснований увольнения сотрудников милиции, приведенный в данной норме Закона, является исчерпывающим. Формулировки оснований для увольнения сотрудников, предусмотренные ст. 58 Положения, в некоторых случаях существенно отличаются от формулировок оснований увольнения, перечисленных в ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" (например, пп. "и", "л" ст. 58 Положения), а оснований, изложенных в п. "и" ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции", Положение вообще не содержит. В связи с этим применение формулировок увольнения, содержащихся в Положении, не тождественных приведенным в Законе Российской Федерации "О милиции", может привести к нарушениям прав сотрудников органов внутренних дел. Абзацем 2 п. 18.7 Инструкции установлено, что сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе. Данное предписание Инструкции подлежит признанию недействительным в части слов "но не более чем за один год", как не соответствующее правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 15 июня 1995 г. N 29-О и от 5 октября 2000 г. N 198-О, согласно которой ограничение времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении противоречит Конституции Российской Федерации. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 11 января 2001 г. судебное решение оставила без изменения. ____________
 

Поиск в номере