1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Части 3 и 4 п. 6 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров, утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г. по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, признаны недействительными (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) ООО "БФК плюс" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными чч. 3 и 4 п. 6 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров (далее - Порядок), утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г. за N 01-20/11927 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, так как положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству. ГТК России установил новую обязанность, не предусмотренную ни Таможенным кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным федеральным законом, для граждан и юридических лиц по уплате суммы процентов за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров в режиме временного ввоза (вывоза), в результате чего существенно нарушены права заявителя. Верховный Суд РФ 29 ноября 2000 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям. Как указано в ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Упомянутый Порядок был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 1995 г. за N 927. Согласно ч. 3 п. 6 Порядка за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам. В соответствии с ч. 4 п. 6 порядок взимания процентов применяется тот же, как если бы по товару была предоставлена отсрочка либо рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов. Данные положения Порядка регулируют правоотношения декларанта и государства при смене одного режима на другой. Как объяснил представитель ГТК России в суде, законодатель в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) не установил, при каких условиях возможна смена одного режима на другой. ГТК России, руководствуясь ст. 24 ТК РФ, утвердил указанный Порядок, который регулирует процедуру уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе, а также вводит экономические барьеры в целях предотвращения использования таможенного режима временного ввоза для уклонения от уплаты таможенных платежей. Таможенным кодексом Российской Федерации определен такой вид таможенного режима, как временный ввоз (вывоз). Содержание данного вида таможенного режима предусматривает пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Таможенный режим временного ввоза допускает уплату таможенных платежей периодически (за каждый месяц 3% общей суммы). В силу ч. 4 ст. 72 ТК РФ общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Согласно ч. 5 этой же статьи в случае, если указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики. В ч. 1 п. 6 Порядка установлена обязанность по уплате процентов за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время прохождения товара под таможенным режимом временного ввоза (вывоза). Между тем Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает такую ответственность при изменении таможенного режима временного ввоза на таможенный режим выпуска для свободного обращения. Ссылки представителя ГТК России на то, что в Таможенном кодексе Российской Федерации есть норма, разрешающая взимание процентов в случаях нарушения или изменения декларантом ранее заявленных намерений, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований. Как указано в Таможенном кодексе Российской Федерации, уплата процентов производится: при неосуществлении фактического ввоза товаров в установленные сроки при помещении товара под режим таможенного склада (ст. 45); при таможенных режимах свободной таможенной зоны и свободного склада (ст. 84); при реэкспорте товаров (ст. 101). В ст. 121 ТК РФ предусмотрено предоставление плательщику в исключительных случаях отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам. Государственный таможенный комитет Российской Федерации согласно ст. 24 ТК РФ вправе в пределах своей компетенции впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные настоящим Кодексом. Таможенный режим есть совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей. Необходимость уплаты процентов при изменении плательщиком таможенного режима временного ввоза на таможенный режим выпуска для свободного обращения по своей правовой природе представляет собой ответственность плательщика при изменении им таможенного режима. В соответствии со ст. 25 ТК РФ лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу. Ответственность плательщика в виде уплаты им процентов за фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) ТК РФ не установлена. Взимание не предусмотренных законом процентов при уплате таможенных пошлин, налогов нарушает имущественные права юридического лица. Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему таможенному законодательству, приняты государственным органом с превышением его полномочий и нарушают права юридического лица, Верховный Суд РФ жалобу ООО "БФК плюс" удовлетворил и признал недействительными чч. 3 и 4 п. 6 Порядка уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров, утвержденного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 28 июля 1995 г. N 01-20/11927 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 30 января 2001 г. решение оставила без изменения. ____________
 

Поиск в номере