1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1999 г. N 2092-р признано недействительным в части перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятия земель лесного фонда в лесах первой группы площадью 4 га в районе д. Калчуга Одинцовского района Московской области (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Г., Б. и Ш. обратились в Верховный Суд РФ с требованием признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1999 г. N 2092-р в части перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятия земель лесного фонда в лесах первой группы площадью 4 га в районе д. Калчуга Одинцовского района Московской области, сославшись на то, что оно противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает их конституционное право на благоприятную окружающую природную среду, а также право на благоприятные условия жизни, здоровье и безопасность. Верховный Суд РФ 19 декабря 2000 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, указанных в ст. 24 настоящего Кодекса, т. е. связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Как установлено судом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1999 г. N 2092-р был разрешен перевод лесных земель в нелесные и изъятие их из лесов первой группы, в том числе и земель площадью 4 га в районе д. Калчуга Одинцовского района, предназначенного ООО "Компания "Мегаторг" под индивидуальное строительство. По утверждению заявителей и их представителя, изъятие указанного участка земли произведено с нарушением требований ст. ст. 24 и 25 Земельного кодекса РСФСР, которыми не предусмотрена такая возможность в отношении земель, занятых лесами первой группы. Эти доводы ни материалами дела, ни представителями Правительства Российской Федерации не опровергнуты. Поэтому Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что распоряжение Правительства Российской Федерации как принятое с нарушением требований ст. ст. 24 и 25 Земельного кодекса РСФСР не может быть признано законным. Довод представителей Правительства Российской Федерации о том, что действие перечисленных статей не распространяется на оспариваемое распоряжение, поскольку в данном случае изъятие земель лесного фонда произведено не для государственных или общественных нужд, как это указано в приведенных нормах Кодекса, нельзя принять во внимание, так как он не основан на законе и опровергается положениями действующего земельного и лесного законодательства Российской Федерации. Статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации, на которую ссылались представители заинтересованного лица,предусматривает лишь порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда. Ею, в частности, регламентируются лишь полномочия Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в разрешении вопросов перевода лесных земель в нелесные и изъятия земель лесного фонда в зависимости от группы лесов и целей такого изъятия. При этом содержание статьи не касается условий, при которых изъятие земель, занятых лесами, ограничено либо недопустимо в зависимости от группы лесов и целей такого изъятия. Данный вопрос регулируется нормами Земельного кодекса РСФСР (ст.ст. 24 и 25), в соответствии с которыми изъятие земель, занятых лесами первой группы, допускается лишь для государственных и общественных нужд и только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 24 названного Кодекса. Приведенные положения Земельного кодекса РСФСР не противоречат ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку регламентируют иные вопросы в области лесного и земельного права. Необходимость же применения ст. ст. 24 и 25 Земельного кодекса РСФСР в случаях перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы предусмотрена ч. 3 ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, определенном лесным и земельным законодательством Российской Федерации. То обстоятельство, что ст. 25 Земельного кодекса РСФСР не предусмотрено изъятие указанных земель для иных нужд и целей, кроме перечисленных в ней, не может свидетельствовать о том, что ею не регулируются вопросы изъятия земель лесного фонда в лесах первой группы для иных нужд и целей, поскольку это не следует ни из содержания, ни из смысла данной нормы закона. Предписания названной статьи в совокупности с другими нормами земельного и лесного законодательства Российской Федерации свидетельствуют, по мнению суда, фактически о том, что изъятие такой категории земель лесного фонда допускается только для государственных и общественных нужд и только в исключительных случаях, приведенных в ст. 24 этого же Кодекса. Иной подход свидетельствовал бы о неравенстве всех субъектов такого рода правоотношений перед законом, так как в противном случае изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы для одних субъектов должно было бы производиться только в исключительных случаях, а для других, как это имеет место с "Компанией "Мегаторг", - без каких-либо ограничений и условий, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом. При этом ссылка представителей заинтересованного лица на Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", которым предоставляется возможность изъятия земель в лесах первой группы для садоводства и индивидуального жилищного строительства без предусмотренных Земельным кодексом РСФСР ограничений, не означает, что оспариваемое распоряжение соответствует закону, поскольку названный Указ в этой части противоречит Земельному кодексу РСФСР. Согласно же ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Другие доводы, которые представители заинтересованного лица приводили в судебном заседании, также не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требования, так как установленные законом права заявителей и других жителей д. Калчуга на свободное пребывание на указанном лесном участке (ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации) нарушены без законных оснований. Верховный Суд РФ жалобу Г., Б. и Ш. удовлетворил, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1999 г. N 2092-р признал недействительным в части перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятия земель лесного фонда в лесах первой группы площадью 4 га в районе д. Калчуга Одинцовского района Московской области. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 25 января 2001 г. решение оставила без изменения. ____________
 

Поиск в номере