1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Разъяснение Минтруда России от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска за прогул" признано недействительным (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Центральный комитет профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным разъяснения Минтруда России от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска за прогул", так как оспариваемый акт не соответствует законодательству Российской Федерации о труде и нарушает право работников на отдых. Верховный Суд РФ 8 декабря 2000 г. требования удовлетворил по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Оспариваемое разъяснение от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска за прогул" утверждено постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. N 18 и зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 1993 г. за N 142. В связи с тем, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю, Министерство труда Российской Федерации разъяснило, что работникам, совершившим прогул без уважительной причины (в том числе отсутствовавшим на работе без уважительной причины более трех часов в течение рабочего дня непрерывно или суммарно), ежегодный оплачиваемый отпуск уменьшается на число дней прогула. При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором допущены прогулы, независимо от времени использования отпуска. Как объяснил представитель Минтруда России, норма бывшего Союза ССР, устанавливающая обязанность администрации уменьшать прогульщику отпуск на число дней прогула, формально не противоречит законодательству Российской Федерации. Между тем в постановлении Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. N 745 "О дополнительных мерах по усилению трудовой дисциплины" (на которое ссылался представитель Минтруда России) признавалось необходимым уменьшение рабочим и служащим, совершившим прогул без уважительных причин, очередного отпуска на число дней прогула, при этом отпуск не должен быть меньше двух рабочих недель (12 рабочих дней). Кроме того, предусматривалось внесение в Президиум Верховного Совета СССР проекта Указа "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" и поручалось Госкомтруду СССР совместно с ВЦСПС издать разъяснение о порядке применения п. 6 названного постановления. Разъяснение "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства об укреплении трудовой дисциплины" утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1983 г. N 240/22-31. В силу ст. 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. На территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. Кодекс законов о труде Российской Федерации в ст. 135 устанавливает дисциплинарные взыскания, которые администрация предприятия, учреждения, организации вправе применить к работнику за нарушение трудовой дисциплины. Но ни КЗоТом, ни другими законодательными актами о дисциплинарной ответственности, а также уставами и положениями о дисциплине не предусмотрено такое дисциплинарное взыскание, как уменьшение отпуска. Доводы представителя Минтруда России о том, что уменьшение отпуска является мерой воздействия и не относится к дисциплинарному взысканию, несостоятельны, так как КЗоТ РФ не содержит нормы о применении к работнику, совершившему прогул без уважительных причин, такой меры воздействия, как уменьшение отпуска. Законодательство о труде предусматривает для всех работников ежегодные отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней из расчета шестидневной рабочей недели. Кроме того, рабочим и служащим предоставляются дополнительные отпуска (ст. 68 КЗоТ РФ), которые носят компенсационный характер за работу с вредными условиями труда, в районах Крайнего Севера и т. д. При таких обстоятельствах суд считает доводы заявителя о том, что в результате принятия оспариваемого нормативного акта ущемляются права работников на предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, обоснованными. Верховный Суд РФ заявление Центрального комитета профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации удовлетворил и признал разъяснение Минтруда России от 8 февраля 1993 г. N 3 "О порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска за прогул" недействительным. Решение вступило в законную силу. ____________
 

Поиск в номере