1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Пункт 2 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, в части слов "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" признан недействительным (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Общественная организация "Гражданское содействие" обратилась в Верховный Суд РФ с требованием признать незаконными пп. 1 и 2 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, сославшись на то, что Правительство Российской Федерации при утверждении данного акта вышло за пределы своей компетенции и нарушило принцип равенства всех перед законом. В судебном заседании представители заявителя требование уточнили и просили признать недействительным только п. 2 Порядка в части слов "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы". Верховный Суд РФ 7 февраля 2001 г. требование удовлетворил по следующим основаниям. В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" предусмотрено оказание единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших - в размере 200-кратной минимальной оплаты труда при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, предусмотрено осуществление компенсационных выплат. Как установлено судом, в связи с данным Указом Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 был утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. В п. 2 Порядка указано, что право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и (или) личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. По мнению представителей заявителя, требование данного акта о необходимости постановки на учет в территориальном органе миграционной службы для получения компенсации противоречит упомянутому Указу Президента Российской Федерации и ограничивает по сравнению с ним круг лиц, имеющих право на ее получение. Представитель Правительства Российской Федерации не отрицал в судебном заседании того обстоятельства, что выплата компенсации лицам, утратившим жилье и имущество в Чеченской Республике, поставлена в зависимость от их своевременной постановки на учет в органах миграционной службы. При таких данных, по мнению суда, п. 2 Порядка в части слов "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" не может быть признан правомерным и подлежит в этой части признанию недействительным. Довод представителя Правительства Российской Федерации о том, что утвержденный Правительством Российской Федерации Порядок полностью соответствует названному Указу Президента Российской Федерации по этому вопросу, не обоснован, так как предусмотренное Указом право лиц, утративших жилье и имущество в Чеченской Республике в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., на получение компенсации не зависит от каких-либо других обстоятельств. Содержащееся же в п. 2 оспариваемого Порядка требование о необходимости для получения такой компенсации постановки в этот же период на учет в органах миграционной службы фактически ставит в зависимость ее получение от обстоятельства, не предусмотренного названным выше Указом, и, кроме того, нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку одни граждане будут иметь право на получение компенсации за утраченные жилье и имущество, а другие будут лишены его только потому, что несвоевременно встали на учет. Это нельзя признать правильным, как и тот факт, что о необходимости стать на учет (как одного из условий получения компенсации) указывалось только в оспариваемом Порядке, утвержденном уже после истечения приведенных в нем сроков. Из чего следует, что гражданам, утратившим жилье и имущество в Чеченской Республике в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., не было известно об этом условии для получения компенсационных выплат, а поэтому невыполнение его отдельными гражданами не может быть поставлено им в вину при решении вопроса о выплате компенсации. Ссылка представителя заинтересованного лица при этом на положения Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4580-I "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 7 августа 2000 г.) об обязательности регистрации переселенцев в органах миграционной службы не должна приниматься во внимание, так как в соответствии с данным Законом граждане обязаны зарегистрироваться лишь в связи с получением ими статуса вынужденного переселенца. Для получения же компенсации за утраченные жилье и имущество признания статуса вынужденного переселенца не требуется, в связи с чем названный выше Закон к рассматриваемому по настоящему делу вопросу неприменим. Верховный Суд РФ заявление общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" в уточненном виде удовлетворил: п. 2 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, в части слов "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" признал недействительным. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 20 марта 2001 г. решение оставила без изменения. ____________
 

Поиск в номере