1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1002 "О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 (ред. от 31 декабря 1999 г.) признано недействительным (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов "Норильский никель" (далее - АО "Комбинат Североникель") обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1002 "О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 (ред. от 31 декабря 1999 г.), так как оно издано с превышением полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, ущемляет права граждан и юридических лиц и их законные интересы. Верховный Суд РФ 23 января 2001 г. заявление удовлетворил по следующим основаниям. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В целях обеспечения полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет и на основании ст. 24 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) Правительство Российской Федерации издало 13 августа 1997 г. упомянутое постановление. В нем указывается, что декларанты либо иные лица в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, имеющие задолженность по уплате таможенных платежей, а также процентов за использованную отсрочку или рассрочку по этим платежам в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных ими товаров, помещают товары под таможенные режимы выпуска товаров для свободного обращения и экспорта товаров только при условии погашения этих задолженностей, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил и пеней по ним. Как пояснили в судебном заседании представители Правительства Российской Федерации, оспариваемый нормативный акт определяет особенности применения таможенных режимов выпуска в свободное обращение и экспорта, а точнее, порядка производства таможенного оформления, вводя дополнительное условие выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, и не связан с мерами по взысканию задолженности и способами обеспечения таможенных обязательств. Данные утверждения являются несостоятельными. Действительно, согласно ст. 24 ГК РФ, если Кодексом не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Правительство Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные настоящим Кодексом. Однако упомянутое постановление не устанавливает новые виды таможенных режимов товаров и транспортных средств помимо перечисленных в ст. 23 ГК РФ, а также не определяет особенности правового регулирования таможенных режимов выпуска в свободное обращение и экспорта. Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (ст. 18 ТК РФ). Оспариваемый акт предписывает участникам таможенных правоотношений, имеющим задолженность по уплате таможенных платежей, а также процентов за использованную отсрочку или рассрочку по этим платежам в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных ими товаров, помещать товары под таможенные режимы выпуска товаров для свободного обращения и экспорта товаров только при условии погашения указанных задолженностей, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил и пеней по ним. Между тем в ст. 31 ТК РФ приведены условия помещения товаров под таможенный режим, в соответствии с которым выпуск товаров для свободного обращения производится при совершении уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесении иных таможенных платежей и соблюдении мер экономической политики и других ограничений. Согласно ст. 98 ТК РФ экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу. Представители АО "Комбинат Североникель" пояснили, что при наличии непогашенной задолженности по уплате таможенных платежей предприятие лишено права поместить свои товары под режимы выпуска для свободного обращения и экспорта. В случае, если недоимка предприятия обнаружена к моменту очередного декларирования другого товара, отказ таможенного органа в таможенном оформлении этого товара на основании обжалуемой нормы ведет к срыву контрактных обязательств предприятия и его убыткам. Таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации. Порядок таможенного оформления регулируется разделом IV "Таможенное оформление" ТК РФ, а также иными актами законодательства Российской Федерации. Законодательно закрепленная процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим предусматривает: место и время производства таможенного оформления, присутствие полномочных лиц, осуществление ветеринарного и других видов государственного контроля, а также совершение иных действий таможенного оформления. Однако вопросы таможенных платежей регулируются разделом III "Таможенные платежи" ТК РФ (ст.ст. 110-125). В частности, ст. 124 ТК РФ устанавливает взыскание таможенных платежей и меры ответственности. При таких обстоятельствах являются несостоятельными ссылки представителей заинтересованного лица на то, что оспариваемое постановление определяет порядок производства таможенного оформления, устанавливая дополнительное условие выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, так как дополнительное условие относится к платежам в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных товаров и запрещает помещать товары под таможенные режимы выпуска товаров для свободного обращения и экспорта. Между тем законодатель сам предусмотрел порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей и меры ответственности. Во исполнение указанного постановления ГТК России издал приказ от 17 ноября 1997 г. N 688 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых или декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей и процентов за отсрочку или рассрочку по этим платежам" (зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 1998 г. за N 1462), законность которого оспаривалась в Верховном Суде РФ, но решением от 24 июля 1998 г. заявление ООО "Компания Курскпром" по данному вопросу оставлено без удовлетворения (дело N ГКПИ 98-213). Однако это обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как предметом настоящего судебного разбирательства является иной нормативный акт. Учитывая, что оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, Верховный Суд РФ заявление АО "Комбинат Североникель" удовлетворил и признал недействительным и не порождающим правовых последствий постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1002 "О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 966 (ред. 31 декабря 1999 г.). Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 6 марта 2001 г. решение оставила без изменения. ____________
 

Поиск в номере