1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Субъект Российской Федерации не вправе устанавливать в своих нормативных актах более позднюю, чем установлено федеральным законодательством, дату повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации (И з в л е ч е н и е) Постановлением администрации Красноярского края от 18 августа 1999 г. N 525-п "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" установлены тарифные коэффициенты и введены в действие с 1 сентября 1999 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, финансируемой из краевого бюджета. Красноярская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки обратилась в суд с заявлением о признании недействительным п. 1 названного постановления, ссылаясь на то, что он противоречит Федеральному закону от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и постановлению Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 г. N 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" (в ред. от 30 марта 2000 г.), которыми повышенные тарифные ставки (оклады) введены с 1 апреля 1999 г. Решением Красноярского краевого суда от 10 января 2000 г. п. 1 постановления администрации Красноярского края "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы" признан недействительным в части указания даты повышения тарифных ставок (окладов) - 1 сентября 1999 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2000 г. решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Президиум Верховного Суда РФ 6 июня 2001 г. протест заместителя Генерального прокурора РФ, в котором ставился вопрос об отмене определения кассационной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции, признал обоснованным по следующим основаниям. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что обжалуемый п. 1 постановления администрации Красноярского края противоречит упомянутым Федеральному закону и постановлению Правительства Российской Федерации, поскольку ограничивает право работников организаций бюджетной сферы Красноярского края на повышение оплаты труда с 1 апреля 1999 г., предусмотренное упомянутыми федеральными правовыми актами. Так, согласно ст. 1 данного Федерального закона тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы определяется федеральным законом. В ст. 2 этого же Закона тарифная ставка (оклад) определена для работников организаций бюджетной сферы в размере 110 руб. с 1 апреля 1999 г. В соответствии со ст. 3 Закона тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации 18 марта 1999 г. было принято названное выше постановление, в п. 1 которого утверждены согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и введены с 1 апреля 1999 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению к этому постановлению. С учетом приведенных положений Федерального закона, непосредственно установившего с 1 апреля 1999 г. тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда для всех, без какого-либо исключения, работников организаций бюджетной сферы (финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов), и постановления Правительства Российской Федерации, п. 1 которого с 1 апреля 1999 г. введены тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (также финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов), нельзя согласиться с выводами кассационной инстанции о том, что администрация Красноярского края вправе была устанавливать размеры тарифных ставок (окладов) работников организаций, финансируемых из краевых и местных бюджетов, с 1 сентября 1999 г. В п. 3 данного постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, указано лишь на источник финансирования расходов, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных п. 1 этого постановления Правительства. Его содержание не свидетельствует о праве администрации края вводить тарифные ставки (оклады) с даты, отличной от приведенной в федеральном законодательстве. В ст. 4 названного Федерального закона прямо установлено, что при формировании соответствующих бюджетов на 1999 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов должно быть предусмотрено выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда в соответствии со ст.ст. 2 и 3 этого же Федерального закона. Ссылка кассационной инстанции на Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году", в силу которого принимаемые после 1 января 1994 г. решения федеральных органов власти, приводящие к увеличению расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, носят рекомендательный характер, не может быть принята во внимание, поскольку Федеральный закон "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" является актом прямого действия на всей территории Российской Федерации и нормативный акт субъекта Российской Федерации не может ему противоречить. Кроме того, согласно названному Федеральному закону предусматривалось выделение субъектам Российской Федерации субсидий и трансфертов на указанные цели. Президиум Верховного Суда РФ определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2000 г. отменил, оставил в силе решение Красноярского краевого суда от 10 января 2000 г. ____________