1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

7. Признан недействительным и не порождающим правовых последствий подп. "в" п. 9 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472 (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Р. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать незаконным подп. "в" п. 9 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472. В судебном заседании он пояснил, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству, так как сужают круг лиц, имеющих право являться учредителями юридического лица, и нарушают его гражданские права. Верховный Суд РФ 22 мая 2001 г. требования удовлетворил, указав следующее. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее - Положение). Согласно подп. "в" п. 9 данного акта выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется, если в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, составляет не менее 51 процента. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 29 декабря 2000 г.) в ст. 2 определяет лицензионные требования и условия как совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может определяться перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности. Предусмотренное в подп. "в" п. 9 Положения условие выдачи лицензии (если в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, составляет не менее 51 процента) таковым не является и направлено на ограничение прав граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Российское законодательство о хозяйственных товариществах и обществах определяет формы создания коммерческих организаций. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" установлено, что аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Из объяснений заявителя Р. в суде следует, что он совместно с другими лицами имел намерение создать аудиторскую фирму в форме общества с ограниченной ответственностью. Требование подп. "в" п. 9 Положения сужает круг лиц, имеющих возможность являться учредителями юридического лица, осуществляющего аудиторскую деятельность. Между тем учредители имеют ограниченные права по отношению к создаваемым юридическим лицам. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 31 декабря 1998 г.) в ст. 14 предусмотрен минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества, в форме которого могут существовать аудиторские фирмы, определен ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 24 мая 1999 г.). Однако названные законодательные акты не содержат требований о том, чтобы 51 процент в уставном капитале (уставном фонде) общества принадлежал учредителям, осуществляющим лицензированный вид деятельности. Как установлено в ст. 66 ГК РФ, участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ, может быть запрещено или ограничено законом. Представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации не представили суду сведений о законодательных актах, которые требуют, чтобы в уставном капитале (уставном фонде аудиторской организации) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, составляла не менее 51 процента. Доводы представителей заинтересованного лица о том, что оспариваемое положение направлено на соблюдение принципа независимости аудита, являются неправомерными, так как гражданские права могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, которые законодатель отнес к лицензируемому виду деятельности. Из содержания понятия аудита следует, что для осуществления данного вида деятельности требуются специальные познания, которые в силу ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" могут предъявляться работникам юридического лица, но не к его учредителям. Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта не соответствуют действующему законодательству, приняты с превышением полномочий Правительства Российской Федерации и нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, жалоба Р. подлежит удовлетворению. Верховный Суд РФ жалобу Р. удовлетворил: признал недействительным и не порождающим правовых последствий подп. "в" п. 9 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1999 г. N 472. Решение вступило в законную силу. ____________