1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Пункты 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74, признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 г. (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Межрегиональная общественная организация (МОО) "Ассоциация морских лоцманов России" обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным приказа Минморфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 "Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах", ссылаясь на то, что названное Положение противоречит действующему законодательству России и нарушает права и законные интересы Ассоциации морских лоцманов России. В судебном заседании представители МОО "Ассоциация морских лоцманов России" поддержали заявленные требования, уточнив, что пп. 1-4, 7, 9-11, 13, 15, 18-21, 23, 26, 43, 48 Положения о государственных морских лоцманах не соответствуют действующему законодательству. Верховный Суд РФ 1 августа 2001 г. требования частично удовлетворил, указав следующее. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 утверждено (и согласовано с Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР) Положение о государственных морских лоцманах (далее - Положение). С 1 мая 1999 г. на территории Российской Федерации введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ). Как установлено в п. 4 ст. 428 КТМ РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу. Из объяснений в суде представителей Минтранса России и Госкомрыболовства России следует, что нормы Положения распространяются на морских лоцманов, являющихся работниками лоцманской службы государственной организации. Представители Ассоциации морских лоцманов России в судебном заседании пояснили, что в Российской Федерации созданы негосударственные организации по лоцманской проводке судов, объединяющие морских лоцманов. Статус морских лоцманов определялся Положением о морских лоцманах России, утвержденным приказом Минтранса России от 4 апреля 1996 г. N 24 (отменен 25 июня 2001 г.). Глава VI КТМ РФ регулирует отношение лоцманской проводки судов, взаимоотношение лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна, лоцманский сбор. В силу абз. 2 п. 1 ст. 87 КТМ РФ морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Как установлено в судебном заседании объяснениями представителей заявителя и заинтересованных лиц, новое положение о морских лоцманах после введения в действие Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации еще не принято. Согласно п. 2 ст. 87 КТМ РФ лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Между тем абз. 2 п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований КТМ РФ и иных правовых актов Российской Федерации. Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд считает, что содержание п. 1 Положения о государственных морских лоцманах (проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах, затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами) не соответствует требованиям ст. 87 КТМ РФ. Как видно из представленных суду документов, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта проводит работу по восстановлению государственных лоцманских служб в морских торговых портах. С учетом этого пп. 2-4, 9-11, 13 Положения о государственных морских лоцманах, в которых урегулированы вопросы места государственных морских лоцманов в составе морских торговых портов и гидрографических баз, их подчиненности, содержания, присвоения квалификационных категорий, условия замещения должностей лоцмана или старшего лоцмана, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, представляющего интересы лоцманов негосударственных организаций. Пункт 15 Положения содержит запрет осуществлять плавание судов без государственного морского лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки, тогда как п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускает деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. В ст. 90 КТМ РФ указано, что капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, но закон не исключает осуществление лоцманской проводки морскими лоцманами негосударственных организаций. Таким образом, доводы заявителя о несоответствии закону п. 15 Положения и нарушении прав лоцманов являются обоснованными. Как предусмотрено в п. 18 Положения, порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта, что соответствует требованиям п. 3 ст. 90 КТМ РФ. В силу п. 19 Положения ответственность за аварию, происшедшую по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт, что согласуется с требованиями ст. 103 КТМ РФ об ответственности организации за ненадлежащую лоцманскую проводку. Обязанности государственных морских лоцманов определены в пп. 20, 21, 23, 26 Положения. Те же требования предъявляются к морским лоцманам законодательством о торговом мореплавании в ст.ст. 86, 92 КТМ РФ. В соответствии с п. 48 Положения лоцманский сбор, особое вознаграждение и штраф, предусмотренные пп. 43, 45, 46 и 47 Положения, взимаются морскими портами (гидробазами) и обращаются в их доход. Представитель Минтранса России пояснил в суде, что на основании п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 106 КТМ РФ организация, работником которой является государственный морской лоцман, осуществивший лоцманскую проводку судна, приобретает право на вознаграждение в виде лоцманского сбора за оказанную услугу. Следовательно, установленное в пп. 43 и 48 Положения взимание лоцманского сбора за услуги государственных морских лоцманов в пользу морского порта, работником которого он является, не нарушает прав заявителя и не противоречит действующему законодательству. Доводы представителя Минтранса России о пропуске заявителем срока для обращения в суд с жалобой об оспаривании нормативного правого акта являются несостоятельными. Как пояснил в суде представитель Ассоциации морских лоцманов России, приказ Минтранса России от 4 апреля 1996 г. N 24 "Об утверждении Положения о морских лоцманах России" отменен приказом того же Министерства от 25 июня 2001 г. N 107, после чего стали применяться нормы оспариваемого акта. Поскольку заявитель оспаривает положение нормативного правового акта, то в силу ст. 208 ГК РФ на данные требования исковая давность не распространяется. Верховный Суд РФ заявление межрегиональной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" удовлетворил частично: признал недействительными и не порождающими правовых последствий с 1 мая 1999 г. пп. 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74, в остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 25 сентября 2001 г. решение оставила без изменения. ____________