1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

4. Абзац 1 п. 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43, признан незаконным и не подлежащим применению (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) К. обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать незаконными абз. 1 п. 7 и абз. 3 п. 8 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)" (далее - Разъяснение), утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43 и действующего с изменениями от 18 мая 2001 г. Он сослался на то, что оспариваемые положения Разъяснения противоречат действующему законодательству Российской Федерации по вопросу возмещения вреда, полученного вследствие чернобыльской катастрофы, и нарушают его права и права членов его семьи на предусмотренное законом возмещение причиненного вреда. В судебном заседании К. свое требование поддержал, но при этом просил признать незаконным абз. 3 п. 8 Разъяснения только в части слов: "а в последующем - ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", так как, по его мнению, Федеральному закону от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в этой части фактически придана обратная сила, что в самом Законе не оговорено. Верховный Суд РФ 17 июля 2001 г. требование удовлетворил частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 руб. Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 руб. В абз. 1 п. 7 Разъяснения указано, что лицам, имеющим право на получение возмещения вреда в случае смерти инвалида, размер ежемесячной выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение этих выплат. Приведенное положение, по утверждению заявителя, противоречит ст.ст. 1 и 2 упомянутого Федерального закона, поскольку устанавливает иной порядок обеспечения иждивенцев и исчисления размера ежемесячных выплат. Данные утверждения ни материалами дела, ни представителями заинтересованных лиц не опровергнуты. Ссылка представителей заинтересованных лиц (утверждавших, что абз. 1 п. 7 Разъяснения не противоречит Закону) на п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) не может быть принята во внимание, так как на день рассмотрения дела судом названная Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ норма принята в новой редакции, существенно отличающейся от ранее действовавшей. Кроме того, нельзя согласиться и с положением о том, что размер ежемесячной выплаты возмещения вреда в случае смерти инвалида-чернобыльца исчисляется исходя только из его среднего месячного заработка. В этом случае размер возмещения вреда определяется семьям, потерявшим кормильца и получавшим его до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. В настоящее время данные вопросы регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 17 июля 1999 г.), в силу ст. 12 которого размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности; при расчете размера утраченного заработка учитываются все виды оплаты труда застрахованного как по месту основной работы, так и по совместительству. Следовательно, указание в абз. 1 п. 7 Разъяснения о том, что размер ежемесячной выплаты исчисляется только из среднего месячного заработка умершего кормильца, которым органы социальной защиты населения на местах, по утверждению заявителя, фактически и руководствуются, противоречит в этой части приведенной норме Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Требование К. о признании незаконным абз. 3 п. 8 Разъяснения в части слов: "а в последующем - ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации" (в редакции постановления Минтруда России от 18 мая 2001 г. N 42) по тем мотивам, что этому положению придана не предусмотренная законом обратная сила, не подлежит удовлетворению. По общему правилу нормативный акт вступает в действие лишь со дня его официального опубликования. Абзац 3 п. 8 Разъяснения в оспариваемой части фактически вступил в действие лишь с июня 2001 г., а до этого времени он действовал в прежней редакции, на какой и настаивает заявитель в своем требовании. Поэтому обратной силы ему не придано и правовых оснований для признания его незаконным не имеется. Верховный Суд РФ заявление К. удовлетворил частично: признал абз. 1 п. 7 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 43, незаконным и не подлежащим применению; в остальной части требование оставил без удовлетворения. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 20 сентября 2001 г. решение оставила без изменения. ____________