1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Абзац 1 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" признан незаконным (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в ред. от 1 февраля 2001 г.) были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В абз. 1 п. 2 постановления установлено, что Список и Правила, утвержденные п. 1 данного постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. С. обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительным (незаконным) упомянутого предписания нормативного акта Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно существенно нарушает ее право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и не соответствует Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Заявительница указала, что органами социальной защиты населения г. Норильска ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что она работает в образовательном учреждении для детей, которое является структурным подразделением ОАО "Норильская горная компания". Со дня вступления в силу оспариваемого постановления (1 ноября 1999 г.) ее работа в качестве воспитателя детского сада не была зачтена в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет. Верховный Суд РФ 7 июня 2001 г. жалобу С. удовлетворил по следующим основаниям. Согласно ст. 77 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 16 апреля 2001 г.) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. В соответствии со ст. 80 того же Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В силу ст. 83 списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в ред. от 22 сентября 1993 г.) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Как указано в п. 2 названного постановления, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Из этого следует, что работники негосударственных образовательных учреждений имеют право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений. Согласно п. 2 оспариваемого постановления вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом в соответствии с абз. 2 п. 3 того же постановления Правила, утвержденные этим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г. Таким образом, упомянутая норма постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. сузила сферу действия Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации": с 1 ноября 1999 г. педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, не дает права на получение пенсии за выслугу лет. Между тем ст.ст. 80 и 83 указанного Закона, во исполнение которых было принято оспариваемое постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей. Следовательно, оспариваемое предписание постановления как нарушающее право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не соответствующее закону должно быть признано недействительным. Данный вывод подтверждается положением ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в ред. от 7 августа 2000 г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В силу п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы. Принимая решение, суд учитывает и то обстоятельство, что на день принятия оспариваемого постановления редакция ст.ст. 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не претерпела никаких изменений. Верховный Суд РФ жалобу С. удовлетворил: признал недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абз. 1 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". Решение вступило в законную силу. ______________