1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Признан недействительным раздел 1 (Порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации при кредитных организациях" в отношении образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) 18 июня 1999 г. Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации было принято указание N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" (далее - Указание). Государственное общеобразовательное учреждение - общеобразовательная школа N 204 им. Горького Российской академии образования обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействительным раздела 1 Указания, мотивируя тем, что в нем содержатся положения, противоречащие действующему законодательству и нарушающие права образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Заявитель ссылался на то, что отделение федерального казначейства по Северному административному округу г. Москвы дважды направляло в его адрес уведомление о необходимости закрытия счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, основываясь на Указании. Тем самым оспариваемый акт непосредственным образом отразился на деятельности образовательного учреждения, нарушив его права как юридического лица. В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования и просил суд признать недействительным раздел 1 Указания в части, затрагивающей права образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Верховный Суд РФ 21 июня 2000 г. требования заявителя удовлетворил по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (в ред. от 7 августа 2000 г.) образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях, а в силу ст. 47 названного Закона при осуществлении предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 8 июля 1999 г.) порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. Каких-либо норм федеральных законов, которые бы обязывали образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, представлять в банк разрешение органа федерального казначейства на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не установлено. При таких обстоятельствах возложение на образовательные учреждения обязанности по представлению в банки указанных "разрешений" для открытия упомянутого счета незаконно. Кроме того, не может быть признано законным и содержащееся в п. 1.1 Указания положение о том, что названный счет открывается, как правило, в том же учреждении Банка России или кредитной организации, в которой данной организацией открыт счет по учету средств федерального бюджета. Это положение нарушает право общеобразовательного учреждения самостоятельно определить банк или иную кредитную организацию для открытия расчетного счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности. В пп. 1.2, 1.4 Указания установлено, что срок действия договора на открытие этого счета не может превышать срока действия разрешения. Досрочный отзыв органом федерального казначейства разрешения на открытие такого счета является прекращением действия вышеупомянутого разрешения и означает сокращение срока действия договора банковского счета до даты отзыва органом федерального казначейства разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При продлении или выдаче нового разрешения на открытие указанного счета срок договора банковского счета может быть продлен. Закрытие названного счета производится, в частности, в случае отзыва разрешения. Приведенные положения также не соответствуют требованиям действующего законодательства. В силу п. 4 ст. 845 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. При открытии образовательным учреждением в банке договора банковского счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, органы федерального казначейства не являются стороной этого договора. Следовательно, Банк России неправомерно закрепил в оспариваемом правовом акте норму о том, что срок действия договора на открытие упомянутого счета не может превышать срока действия разрешения на открытие данного счета. В связи с изложенным не может быть признано законным (в отношении образовательных учреждений) предписание правового акта о том, что досрочный отзыв разрешения на открытие данного счета означает сокращение срока действия договора банковского счета до даты отзыва разрешения на открытие счета. Согласно ст. 859 ГК РФ счет клиента может быть закрыт лишь при расторжении договора банковского счета. Однако названная норма Гражданского кодекса Российской Федерации не наделяет Банк России правами по принятию решений по расторжению договоров банковского счета. Такие договоры могут быть расторгнуты лишь по заявлению клиентов или решению суда. Не соответствуют закону и содержащиеся в разделе 1 Указания положения о том, что счета образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, открытые до принятия Указания, подлежат закрытию. Эти правила (как и другие вышеприведенные) ограничивают закрепленное в п. 7 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 2 ст. 298 ГК РФ право образовательных учреждений, финансируемых из бюджета Российской Федерации, распоряжаться доходами от собственной деятельности. Таким образом, жалоба заявителя подлежит удовлетворению. Верховный Суд РФ жалобу заявителя удовлетворил, признал недействительным раздел 1 (Порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" в отношении образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2001 г. это решение оставлено в силе. ____________