1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

1. Абзац 1 п. 5 Порядка проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 352), признан частично недействительным (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействительным п. 5 Порядка проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Порядок). Этот Порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 352. В заявлении и в судебном заседании 3. оспаривал положение абз. 1 п. 5 Порядка о том, что вклады, по которым гражданам, родившимся до 1922 года включительно (в том числе наследникам первой очереди, родившимся до 1922 года включительно), инвалидам I группы, а также наследникам владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) в случае его смерти в 1998-1999 годах были ранее произведены начисления и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год". В обоснование своего довода заявитель ссылался на то, что в ст. 147 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрена выплата участникам Великой Отечественной войны предварительной компенсации вкладов по состоянию на 20 июня 1991 г. без каких-либо ограничений. Однако указанное положение Порядка ограничивает число получателей компенсации теми участниками Великой Отечественной войны, которые ранее получили компенсацию по возрастному признаку. Издав такую норму, Правительство Российской Федерации, по мнению заявителя, вышло за пределы своих полномочий и нарушило права участников Великой Отечественной войны, к числу которых он сам относится. При обращении в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации, где хранятся его (Зимина) сбережения, помещенные на вклады в период до 20 июня 1991 г., в начислении и выплате предварительной компенсации ему было отказано по той причине, что в 1999 году он получил компенсацию по возрастному признаку (как родившийся в 1921 году). Верховный Суд РФ 25 декабря 2001 г. заявление удовлетворил, указав следующее. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г., признав их государственным внутренним долгом Российской Федерации. В целях защиты сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации, названным Законом определен порядок их восстановления и управления внутренним долгом, учитывающий имеющиеся в государстве финансовые средства, которые могут быть выделены на эти цели. Причем в силу того же Федерального закона порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами, а управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. В ст. 147 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (в ред. от 25 декабря 2000 г.) установлено: "Направить в 2000 году на финансирование расходов на обеспечение неотложных социально-необходимых нужд граждан, которым принадлежат права по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", следующие средства: предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации, - в сумме 7,2 млрд. рублей. До вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально-необходимых нужд граждан по гарантированным сбережениям, указанные в настоящей статье средства федерального бюджета направляются Правительством Российской Федерации на выплату предварительной компенсации отдельным категориям граждан Российской Федерации по их вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Правительству Российской Федерации обеспечить выплаты предварительных компенсаций в сумме до 1,0 тыс. рублей начиная с 1 мая 2000 года. Выплаты предварительных компенсаций производятся следующим категориям граждан (в том числе наследникам первой очереди, относящимся к указанным категориям граждан): гражданам Российской Федерации по 1924 год рождения включительно; участникам Великой Отечественной войны; наследникам владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) в случае смерти владельца на оплату ритуальных услуг в сумме до 1,0 тыс. рублей. В пределах средств, определенных настоящей статьей, Правительству Российской Федерации начать не позднее 1 сентября 2000 года выплаты предварительных компенсаций инвалидам II группы по 1940 год рождения включительно по их вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям, определенным Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Порядок выплат компенсаций за счет средств, предусмотренных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, устанавливается после уточнения их суммы путем внесения изменений и дополнений в настоящую статью". В этой статье законодатель определил не только сумму средств федерального бюджета, направляемую Правительством Российской Федерации в 2000 году на выплату предварительной компенсации и размер компенсационных выплат, но и перечень категорий граждан, имеющих право на получение в 2000 году предварительной компенсации по гарантированным сбережениям, и в нем вкладчики возрастной категории и вкладчики - участники Великой Отечественной войны значатся как самостоятельные категории граждан. При этом право участников Великой Отечественной войны на получение предварительной денежной компенсации вкладов законодатель не ставит в зависимость от того, производилась ли ранее этой категории вкладчиков предварительная компенсация вкладов по возрастному признаку. Следовательно, гражданин, ранее получивший предварительную компенсацию по основанию достижения определенного возраста, в соответствии со ст. 147 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" вправе получить предварительную компенсацию и как участник Великой Отечественной войны. Установив в абз. 1 п. 5 Порядка положение о том, что вклады, по которым гражданам, родившимся до 1922 года включительно, ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенсации, не подлежат повторной компенсации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", Правительство Российской Федерации в нарушение закона ограничило круг получателей предварительной компенсации вкладов лишь теми участниками Великой Отечественной войны, которые ранее не получали предварительную компенсацию вкладов. Как видно из дела, 3. является владельцем гарантированных сбережений и имеет права на льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны. Следовательно, абз. 1 п. 5 Порядка в оспоренной заявителем части противоречит закону. Возражая против требования З., представители Правительства Российской Федерации указывали на то, что положение, содержащееся в абз. 1 п. 5 Порядка, принято Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, наделено полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики и осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. Однако согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Как указано выше, абз 1. п. 5 Порядка в оспариваемой части не соответствует ст. 147 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", хотя нормативный акт Правительства Российской Федерации был принят во исполнение именно этой нормы закона. Нельзя согласиться и с доводом представителей заинтересованного лица о том, что исходя из объема средств, определенных в федеральном бюджете на проведение предварительной компенсации в 2000 году. Правительство Российской Федерации не имело возможности предусмотреть в Порядке выплату предварительной компенсации участникам Великой Отечественной войны, которые ранее получили предварительную компенсацию с учетом возраста. Материалы дела свидетельствуют о том, что из 7200 млн. рублей, перечисленных в 2000 году Министерством финансов Российской Федерации Сберегательному банку Российской Федерации для компенсационных выплат, остались недоиспользованными 1177,6 млн. рублей. Таким образом, Правительство Российской Федерации имело реальную возможность обеспечить выплату предварительной компенсации всем указанным в законе категориям граждан. Верховный Суд РФ заявление З. удовлетворил признал недействительным и не порождающим правовых последствий абз. 1 п. 5 Порядка проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категории граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 352), в части, лишающей участников Великой Отечественной войны права на получение в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" предварительной компенсации вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. в случае, если им ранее были произведены начисление и выплата предварительной компенсации по основанию достижения определенного возраста. Решение оставлено без изменения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ 11 апреля 2002 г. __________