1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

3. Пункт 7 Особых условий приобретения радиоэлектронных и высокочастотных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 832, признан недействительным (И з в л е ч е н и е) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 832 утверждены Особые условия приобретения радиоэлектронных и высокочастотных средств (далее - Особые условия). Согласно п. 7 указанного акта реализация (поставка, оптовая и (или) розничная продажа) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории Российской Федерации осуществляется изготовителями, поставщиками и торгующими организациями на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации; не требуется разрешений на реализацию радиоприемных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, передач и сигналов персонального радиовызова (радиопейджеров); изделий бытовой техники, не содержащих радиоизлучающих устройств. Ф. и ООО "Скорпион +" обратились в Верховный Суд РФ с жалобами, в которых просили признать недействительным приведенное положение, сославшись на то, что, возлагая на них не предусмотренную законом обязанность по получению разрешения на реализацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, Правительство превысило свои полномочия и нарушило их права. Верховный Суд РФ 1 февраля 2002 г. в удовлетворении требований отказал. В кассационных жалобах заявители ставили вопрос об отмене судебного решения с вынесением нового решения об удовлетворении жалоб. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 11 апреля 2002 г. решение Верховного Суда РФ отменила, указав следующее. Отказывая в удовлетворении требований, Верховный Суд РФ исходил из того, что Правительство Российской Федерации полномочно было установить в вышеназванном акте положение о получении изготовителями, поставщиками и торгующими организациями выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации разрешений на реализацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи", согласно которой в целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех. Однако Кассационная коллегия считает данную ссылку необоснованной, так как в этой норме нет указания о предоставлении Правительству полномочий на введение особых разрешений. Довод представителей Правительства Российской Федерации (положенный и Верховным Судом РФ в основу решения) о том, что введение специального разрешения на реализацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств имеет целью обеспечение электромагнитной совместимости этих средств и устройств, не может свидетельствовать о законности п. 7 Особых условий. Законодатель не наделял Правительство правом вводить разрешения на реализацию радиоэлектронных и высокочастотных устройств. В силу же ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (при соблюдении дополнительных условий). То обстоятельство, что необходимость получения специального разрешения (с оплатой такого разрешения) ограничивает право на осуществление деятельности по реализации названных товаров, не оспаривалось и представителями Правительства. Кроме того, заявители представили в кассационную инстанцию копии сертификатов соответствия, подтверждающих, в частности, что абонентские радиостанции подлежат сертификации на предмет соответствия их именно требованиям электромагнитной совместимости. В связи с этим несостоятельно утверждение представителей Правительства Российской Федерации о необходимости введения разрешений на реализацию продукции для достижения указанных целей. Положение ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации позволяет считать несостоятельной и ссылку суда в решении на ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О связи", согласно которой не урегулированные настоящим Федеральным законом отношения в области связи могут регулироваться и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации в области издания правовых актов, ограничивающих права и свободы граждан, определены в ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", предусматривающей следующее: Правительство Российской Федерации издает постановления (в том числе и имеющие нормативный характер) и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Отказывая в признании недействительным оспоренного положения Особых условий, Верховный Суд РФ руководствовался также ст. 137 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В ней установлена административная ответственность, в том числе и за продажу либо передачу в постоянное или во временное пользование радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств без получения специального разрешения. Однако она может наступить только в случае, если такое ограничение прав и свобод граждан предусмотрено в установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом порядке. Самой же нормой КоАП РСФСР такое ограничение права на осуществление реализации указанных товаров (с учетом содержания и предназначения этой нормы КоАП РСФСР) не введено. При таких обстоятельствах Кассационная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Правительство Российской Федерации вправе было разрешить вопрос о получении специального разрешения на продажу либо передачу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, издав Особые условия. Верховный Суд РФ указал в решении на необоснованность утверждения заявителей о том, что оспоренным положением нормативного акта Правительство Российской Федерации фактически ввело лицензирование деятельности по реализации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Однако этот вопрос юридического значения для настоящего спора не имеет, поскольку согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. 49 ГК РФ ограничение прав и свобод гражданина (при соблюдении при этом ряда условий) возможно лишь в случае, когда перечень осуществляемых им видов деятельности, требующих специального разрешения, определен законом. Так как законодатель не установил требования получить специальное разрешение на право осуществлять деятельность по реализации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, введение его в п. 7 Особых условий является незаконным, а сам акт в этой части принят Правительством с превышением имеющихся у него полномочий. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2002 г. отменила, вынесла новое решение, которым п. 7 Особых условий приобретения радиоэлектронных и высокочастотных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 832 (с последующими изменениями и дополнениями), признала недействительным. ____________