1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

7. Выплата ежемесячного социального пособия, предусмотренного Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не прекращается в случае поступления граждан, уволенных с военной службы, на службу в органы внутренних дел (И з в л е ч е н и е) Военным комиссариатом Смоленской области П. на основании п. 4 ст. 22 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-I "О статусе военнослужащих" было назначено ежемесячное социальное пособие за выслугу 18 лет в размере 49% суммы оклада денежного содержания. В сентябре 1999 г. указанный орган обратился в суд с иском к П. о взыскании излишне выплаченной суммы социального пособия в размере 10 697 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами, ссылаясь на то, что 2 мая 1995 г. П. зачислен в кадры МВД России с присвоением специального звания - майора внутренней службы и с этого момента выплата ему указанного пособия должна приостанавливаться. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 2 ноября 1999 г. иск удовлетворен: с П. в пользу военного комиссариата Смоленской области взыскано 10 697 руб. с применением 60% годовых банковской учетной ставки, начиная с 19 мая 1998 г. по день исполнения решения суда. Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда 21 марта 2000 г. решение суда изменила в части размера банковской учетной ставки, снизив его до 10% годовых, в остальном решение оставила без изменения. Президиум Смоленского областного суда 4 августа 2000 г. указанные постановления оставил без изменения, а протест прокурора Смоленской области - без удовлетворения. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 18 апреля 2002 г. протест удовлетворила по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 22 Закона Российской Федерации "О статусе военннослужащих"*, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере: при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания; за каждый год свыше 15 лет - 3 процента суммы оклада денежного содержания. При этом в названном Законе не предусмотрено нормы о приостановлении выплаты данного ежемесячного социального пособия в случае поступления гражданина, ранее уволенного с военной службы, на службу в органы внутренних дел. Как следует из содержания нормы ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в случае поступления пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, на военную службу или на службу в органы внутренних дел выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Однако ответчик не является пенсионером, и выплачивавшиеся ему денежные суммы представляют собой не пенсию, а социальное пособие, право на получение которого специально установлено законом. Нельзя согласиться со ссылкой суда на то, что прекращение выплаты ежемесячного социального пособия в случае поступления на военную службу либо на службу в органы внутренних дел на должности рядового или начальствующего состава или в органы налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, предусмотрено в ст. 90 Положения о порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350. Данный нормативный акт не прошел государственную регистрацию и не был официально опубликован, а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. С учетом изложенного ошибочен вывод суда о том, что сумма выплаченного ответчику за период с 28 мая 1995 г. по 30 апреля 1998 г. ежемесячного социального пособия является неосновательным обогащением и подлежит обратному взысканию с применением ст. 1107 ГК РФ. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинского районного суда г. Смоленска, определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда и постановление президиума Смоленского областного суда отменила, вынесла по делу новое решение, которым военному комиссариату Смоленской области в иске к П. отказала. ____________ *Утратил силу. Приведенное положение содержится в п. 4 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". ____________