1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Гражданин, чьи права нарушены в результате издания Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, вправе обратиться за защитой своих прав в суд (И з в л е ч е н и е) Д. и другие обратились в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просили признать незаконным (недействительным) п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения 63 населенных пунктов Погарского района Брянской области из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Заявители мотивировали свои требования тем, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р эти населенные пункты были включены в перечень территорий, находящихся в зоне, подверженной радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 1992 года степень радиационного загрязнения территории района не уменьшилась, однако обжалуемой правовой нормой указанное распоряжение признано утратившим силу, в результате 63 населенных пункта Погарского района были исключены из перечня загрязненных территорий при отсутствии законных оснований для изменения статуса зоны радиоактивного загрязнения, чем нарушены права граждан, в том числе и их (заявителей), на получение установленных законом компенсаций и льгот за вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Определением судьи Верховного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. в принятии жалобы было отказано на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР как не подлежащей рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В кассационном порядке определение не обжаловано. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения как вынесенного с нарушением норм процессуального права. Президиум Верховного Суда РФ 19 июня 2002 г. протест удовлетворил, указав следующее. Отказ в принятии жалобы мотивирован тем, что в силу конституционного принципа разделения властей суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в деятельность Правительства Российской Федерации по организации исполнения законов и устанавливать перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С приведенными доводами согласиться нельзя. В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с ч. 9 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Заявители, как следует из их жалобы, не ставят вопрос об установлении перечня населенных пунктов, находящихся в пределах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Они считают, что оспариваемый акт Правительства Российской Федерации в части, исключающей 63 населенных пункта Погарского района из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями), нарушает их права на получение предусмотренных компенсаций и льгот. Согласно ст. 3 названного Закона гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы. Режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также объем предоставляемых компенсаций и льгот зависят от категории территорий, подразделяемых на зоны. В соответствии с ч. 2 ст. 7 упомянутого Закона границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. Основные критерии по определению границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории приведены в ст. 11 Закона. По утверждению заявителей, плотность радиоактивного загрязнения почвы в перечисленных ими населенных пунктах превышает установленные в ст. 11 Закона пределы, что не позволяло исключить эти населенные пункты из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Нормативный акт Правительства Российской Федерации в оспоренной части затрагивает права граждан, постоянно проживающих (работающих) на загрязненных территориях, в том числе заявителей, на получение компенсаций и льгот, предусмотренных в ст. 19 вышеупомянутого Закона, в связи с чем они вправе обжаловать этот акт в суд по мотиву его несоответствия федеральному закону. В силу ст. 116 ГПК РСФСР дела об оспаривании актов Правительства Российской Федерации рассматривает по первой инстанции Верховный Суд Российской Федерации. Президиум Верховного Суда РФ определение судьи Верховного Суда РФ отменил, дело направил для принятия к производству Верховного Суда РФ по первой инстанции. ____________