1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

ВЕРХОВНОМУ СУДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 80 ЛЕТ В январе 2003 г. исполняется 80 лет со времени учреждения Верховного Суда Российской Федерации - высшего судебного органа страны по гражданским, уголовным и административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. За эти годы в стране и в мире произошло немало событий, оказавших судьбоносное влияние на весь ход развития России, принципиально изменивших общественно-политический и экономический строй, систему государственных институтов и ее правовые устои. История российского правосудия уходит своими корнями в далекое прошлое. Что же касается единого для всей страны высшего судебного органа, то прообразом современного Верховного Суда является Правительствующий сенат (Сенат), учрежденный 22 февраля 1711 г. Указом Петра I. Сенат создан для управления делами государства, в том числе осуществления функций высшей судебной инстанции. Другим значимым событием явились преобразования императора Александра II в сфере судопроизводства, в результате которых впервые в России был провозглашен принцип разделения властей - судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. В Указе Александра II отражены цели тех преобразований, не теряющих актуальности и сегодня, в период проведения в Российской Федерации судебной реформы: "Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, и которое должно быть руководителем действий всех и каждого от высшего до низшего". В ходе реформы императора была создана стройная, соответствующая времени судебная система. Высшим судебным органом по-прежнему оставался Сенат. В его структуре действовали два кассационных департамента - по гражданским и уголовным делам. 1917 год ознаменовался отрицанием всего старого, переломом в истории, отходом от традиций и опыта российского правосудия. Для рассмотрения гражданских и уголовных дел повсеместно и под различными названиями стали создаваться временные народные суды (революционный суд, суд общественной совести, революционный трибунал и т. д.). Во многих случаях при вынесении приговоров за отсутствием правовой базы, устанавливающей преступность и наказуемость деяний, они руководствовались правилами, принимавшимися на собраниях и митингах, и выносили приговоры, руководствуясь "революционным правосознанием ". Но постепенно этот процесс был направлен в организованное русло. 24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал Декрет о суде N 1. В нем законодательно, от имени новой власти объявлялось: "Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные судебные палаты и Правительствующий сенат со своими департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов". Тем самым объявлялось упразднение всех действовавших при свергнутом режиме судебных органов и создание новых. Для борьбы против контрреволюционных сил, для рассмотрения дел о мародерстве и хищничестве, саботаже и прочих злоупотреблениях торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы, состав которых избирался губернскими или городскими Советами. В районах, городах, волостях и уездах полномочие осуществлять правосудие передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Судьи избирались Советами - органами власти на местах, а народные заседатели привлекались к рассмотрению дел по особым спискам, составлявшимся теми же Советами. Еще более широким представительством народа характеризовались учрежденные Декретом о суде N 2 от 7 марта 1918 г. окружные суды. Они рассматривали уголовные дела, "превышающие подсудность местного народного суда", и действовали в составе одного постоянного судьи и 12 народных заседателей. К их подсудности были отнесены также гражданские дела, которые рассматривались судом в составе трех постоянных членов суда и четырех народных заседателей. Действовавшие в стране революционные военные трибуналы возглавлялись Революционным военным трибуналом при Реввоенсовете Республики, а революционные военные железнодорожные трибуналы - Главным революционным военным железнодорожным трибуналом при Народном комиссариате путей сообщения. В 1918 году предпринята первая попытка создать единый высший суд государства. Посвященный этому вопросу Декрет о суде N 2 обращен к традициям российского судопроизводства: "Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам Судебных Уставов 1864 г. постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов". В целях достижения единообразия судебной практики в стране был учрежден Верховный Судебный контроль, который в случае противоречивого толкования законов судебными инстанциями выносил бы объединяющие принципиальные решения, принимавшиеся к руководству. Однако эти положения Декрета о суде N 2 не были осуществлены. Верховный Суд Российской Федерации был создан в январе 1923 г. в стране, разоренной войнами и переходившей к мирному строительству, к новой экономической политике, требовавшей правовых подходов к организации жизни государства и общества. Его учреждению предшествовало принятие 31 октября 1922 г. 4-й сессией ВЦИК первого Положения о судоустройстве РСФСР, которым вместо множества разного рода трибуналов, судов и чрезвычайных внесудебных органов в стране устанавливалась единая трехзвенная система судебных учреждений: народный суд - губернский суд - Верховный Суд РСФСР. В Положении о судоустройстве РСФСР содержалась специальная глава "О Верховном Суде РСФСР", в которой устанавливалась структура Верховного Суда, компетенция входивших в его состав коллегий и других подразделений. 4 января 1923 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 г. приказом N 1 по Верховному Суду. Главными задачами Верховного Суда являлись осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора - дел, разрешенных любыми судами. Верховный Суд рассматривал в качестве суда первой инстанции дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума, пленарного заседания (Пленума), кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной коллегии, военно-транспортной коллегии, дисциплинарной коллегии. В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка. Первоначально Президиум Верховного Суда выполнял функции внутреннего управления. По рассматриваемым вопросам Президиум выносил постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, принимал решения и определения о передаче дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. На основе материалов обобщения судебной практики Президиум разрабатывал проекты законоположений, давал заключения по законопроектам, разработанным другими ведомствами. Президиум ведал надзором "за судебными местами", организовывал ревизии губернских и иных, приравненных к ним, судов, возбуждал дисциплинарные производства против членов Верховного Суда РСФСР, председателей губернских и равных им судов, их заместителей как по результатам ревизий, так и по отдельным сообщениям Прокурора Республики. Пленарные заседания Верховного Суда проходили под руководством Председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии Прокурора Республики или его старшего помощника. К компетенции Пленума относилось: толкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики, выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда и др. Кассационные коллегии рассматривали дела в составе трех постоянных членов Верховного Суда. При каждой из коллегий состояли помощники прокурора Верховного Суда. Дисциплинарная коллегия избиралась Пленумом Верховного Суда в составе трех членов суда. Она занималась разбирательством проступков с вынесением по ним постановлений. В первые годы при Верховном Суде состояли следователи по важнейшим делам, которые осуществляли возложенные на них обязанности под наблюдением прокурора Верховного Суда и заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР. В последующем следователи из структуры Верховного Суда РСФСР были выведены. Состоявшаяся в июле 1923 г. сессия ВЦИК установила, что дела в судебных коллегиях подлежат рассмотрению с участием народных заседателей. 23 февраля 1923 г. Центральной штатной комиссией утвержден штат Верховного Суда РСФСР, включавший 353 сотрудника, из них 34 - судьи. В распоряжении Верховного Суда РСФСР находились: семь легковых и два грузовых автомобиля, три мотоцикла, шесть лошадей, три легковых и два грузовых экипажа, трое легковых и двое грузовых саней. Верховный Суд РСФСР занимал дома N 6, 14 и 16 по Пречистенскому бульвару. Должностные оклады сотрудникам Верховного Суда назначались в зависимости от того, к какому разряду относилась должность того или иного сотрудника. Высшим являлся 17-й разряд и к нему относились должности Председателя Верховного Суда, его заместителя, председателей всех коллегий и членов Верховного Суда, а также руководителей ведущих отделов. В течение 1923 года размер денежных окладов судей и сотрудников аппарата Верховного Суда несколько раз увеличивался. Так, в январе 1923 г. лица, занимавшие должности, относившиеся к 17-му разряду, получали по 900 руб., в сентябре - по 25 200 руб. Заработная плата за указанное время для различных категорий работников Верховного Суда возросла в 25-40 раз. Принимались меры по организации питания сотрудников Верховного Суда и оказанию им помощи в заготовке дров, что в тех условиях имело немаловажное значение. То есть тем самым была восстановлена традиция, заложенная судебной реформой 1864 года, о предоставлении судьям содержания, соответствующего их высокому статусу. За первый год своей деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 человек (15,3%) оправданы, а 642 человека (84,7%) осуждены. В дальнейшем количество дел, рассматриваемых Верховным Судом РСФСР по первой инстанции, постоянно сокращалось. Кассационной коллегией по уголовным делам с 1 июля 1923 г. по 1 января 1924 г. рассмотрено 361 дело в отношении лиц, осужденных к высшей мере наказания. Приговоры по 151 делу оставлены без изменения, по 187 делам расстрел заменен другими видами наказаний. Кроме того, рассмотрено 2528 других уголовных дел. Приговоры по 1508 делам (59,6%) оставлены без изменения, 761 осужденному наказание смягчено, в отношении 259 осужденных приговоры отменены по различным основаниям. Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР за первый год своей деятельности рассмотрела в кассационном порядке 953 гражданских дела. В последующие годы количество гражданских дел, рассмотренных в кассационном порядке, резко возросло. Так, если в 1924 году их было рассмотрено 2418, то в 1927 году - уже 5725. Представляют интерес сведения о работе дисциплинарной коллегии, которая за первые пять лет (1923-1927 гг.) рассмотрела 160 дел о проступках судебных работников. По 72 делам работникам назначены дисциплинарные взыскания, в том числе по 16 делам - отстранение от должности. В 1929 году дисциплинарная коллегия была упразднена. 30 января 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление "О порядке руководства судебными органами РСФСР", согласно которому Председатель Верховного Суда одновременно стал и заместителем Народного Комиссара юстиции РСФСР. В следующем году в состав Наркомата юстиции был включен и Верховный Суд РСФСР. Тем самым фактически ограничивалась его независимость, вводилась подконтрольность деятельности Суда административно-управленческому органу. Такое положение существовало до 1937 года, когда была принята Конституция РСФСР, в соответствии с которой Суд выведен из подчинения Наркомата юстиции. Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 года структура и компетенция Верховного Суда РСФСР, как и других судов союзных республик, были существенно изменены. Сократился круг лиц, обладавших правом внесения протестов в порядке надзора - такое право имели Председатель Верховного Суда и Прокурор Республики. Протесты в судебные коллегии Верховного Суда РСФСР вносили также Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный прокурор СССР. Есть в истории Верховного Суда РСФСР и скорбные страницы. В 1938 году был осужден к высшей мере наказания по сфабрикованному обвинению Иван Лазаревич Булат - являвшийся Председателем Верховного Суда РСФСР с 1932 по 1937 год. Жертвами необоснованных репрессий стали Я.Л.Берман, А.Е.Минкин, А.В.Галкин и О.Я.Карклин - которые в разное время являлись заместителями Председателя Верховного Суда РСФСР. Были осуждены председатель военно-транспортной коллегии Ю.Ю.Межин, председатель судебной коллегии по гражданским делам А.А.Лисицын, члены Верховного Суда РСФСР Н.А.Торская, а также Я.Я.Кронберг, Н.С.Уманский, Г.Я.Мерэн, В.Д.Фельдман, Я.Х.Петерс, Д.М.Усов. Все они были впоследствии реабилитированы, большинство - посмертно. С началом Великой Отечественной войны деятельность органов правосудия, как и всего государства, приобрела особое значение. На передний план выдвинулись задачи по обеспечению максимальной мобилизации сил страны на борьбу с врагом, по применению более суровых мер ответственности за нарушение государственной и трудовой дисциплины, халатность, расточительство. По всем направлениям велась борьба с дезорганизаторами фронта и тыла. Верховный Суд РСФСР в годы войны не только осуществлял деятельность по рассмотрению дел, но и обобщал судебную практику, вносил предложения в Наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче руководящих указаний судам по вопросам применения законодательства, проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Члены Верховного Суда РСФСР выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судов на местах. По-прежнему проводилась систематическая работа с судьями по повышению их квалификации. В начале 50-х гг. Верховный Суд РСФСР начал большую работу по реабилитации жертв политических репрессий. 27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", согласно которому на Верховный Суд РСФСР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Республики, он наделялся правом законодательной инициативы. Верховный Суд РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет и состоял из Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда РСФСР и народных заседателей. Действовал он в составе судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, Президиума и Пленума. В связи с ликвидацией в 1963 году Министерства юстиции РСФСР на Верховный Суд РСФСР вплоть до 1970 года были возложены функции по руководству деятельностью судов и нотариата, контролю за этими органами и подготовке кадров. Новшеством Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (принятым 8 июля 1981 г.), касавшимся деятельности Верховного Суда Республики, явилось положение о том, что руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР становились обязательными не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. На Верховный Суд РСФСР возлагалось осуществление контроля за выполнением судами Республики руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР, а также разрешение в пределах предоставленных ему полномочий вопросов, вытекающих из международных договоров СССР и РСФСР. Верховным Судом РСФСР по-прежнему много внимания уделялось обобщению судебной практики, результаты которого доводились до сведения всех судей страны путем публикации в Бюллетене Верховного Суда РСФСР, издаваемом с 1961 года. В соответствии с Законом Верховный Суд РСФСР действовал в том же составе, а с июля 1992 г. в связи с упразднением Верховного Суда СССР в состав Верховного Суда включена еще и Военная коллегия. Новый этап в развитии Верховного Суда Российской Федерации и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации. В общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание рыночной экономики возможны только через становление правового государства. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы, поскольку демократическое развитие России было бы немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда. В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности. Верховный Суд Российской Федерации выступил активным участником проведения судебной реформы, основными целями которой провозглашались формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. Ставились задачи развития организационных основ судебной системы, совершенствования системы ее кадрового и финансового обеспечения. Сегодня, подводя итог проделанной работе, следует сказать, что судебная реформа в Российской Федерации состоялась. Ее главный результат - утверждение в стране самостоятельной и независимой судебной власти. Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации стали составной частью ее правовой системы. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, судебных коллегий: по гражданским делам, по уголовным делам и Военной коллегии. Компетенция каждого из этих структурных подразделений Верховного Суда определяется законом. Судебная власть в Российской Федерации обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Она стала стабилизирующей силой в государстве, способной защитить права и свободы граждан, оберегать общество от социальных конфликтов, обеспечивая их разрешение в рамках правосудия. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Вступившие в законную силу постановления судей и судов, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Они подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Установлена ответственность за их неисполнение. Статус российского судьи защищен целым рядом правовых, материальных и социальных гарантий. По инициативе Президента Российской Федерации, Комитета по законодательству Верховного Совета Российский Федерации и Верховного Суда Российской Федерации одним из первых был принят Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Он закрепляет основные гарантии независимости судей, которая обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, неприкосновенностью судьи, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и целым рядом других. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Для назначения на должность требуется достижение возраста 35 лет и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Возросла роль Верховного Суда, который, используя свое право законодательной инициативы, внес ряд законопроектов, направленных на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса. Необходимо отметить, что судебная практика Верховного Суда РФ оказывала существенное влияние на законодательное закрепление расширения сферы судебной защиты прав и свобод граждан. В начале 90-х годов прошлого столетия существовала масса ограничений в защите гражданами своих конституционных, социальных, трудовых прав, в обжаловании неправомерных действий должностных лиц, органов власти и самоуправления. В 1993 году Конституция Российской Федерации гарантировала гражданину судебную защиту его прав и свобод. Суды стали принимать решения, руководствуясь Конституцией Российской Федерации как актом прямого действия. Верховный Суд РФ внес значительный вклад в расширение возможностей для защиты прав граждан и в уголовном судопроизводстве. В октябре 1991 г. Верховный Суд принял к своему производству жалобу адвоката на незаконность и необоснованность применения к его подзащитному заключения под стражу в качестве меры пресечения. Российское законодательство тогда не предусматривало судебной защиты на досудебных стадиях уголовного процесса. Верховный Суд РФ, приняв к рассмотрению эту жалобу, рекомендовал судам рассматривать жалобы на арест и продление срока содержания под стражей исходя из международных принципов и стандартов в области прав человека и требований международных договоров СССР. Одновременно Верховный Суд РФ обратился в Верховный Совет РСФСР с предложением внести соответствующие изменения и дополнения в УПК РСФСР. И к моменту внесения в УПК РСФСР норм, регламентирующих процедуру обжалования в суд ареста и 1 2 продления срока содержания под стражей (ст.ст. 220 и 220 ), суды Российской Федерации располагали большой судебной практикой рассмотрения этих жалоб, что во многом способствовало принятию дополнений в УПК РСФСР. Согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации вопросы заключения гражданина под стражу находятся исключительно в компетенции суда. Сегодня возможности отстаивать свои права в суде ничем не ограничены. В настоящее время судебная власть осуществляет контроль за правовым содержанием нормативно-правовых актов. Осуществление нормоконтроля - принципиально новый вид полномочий судебной власти, предоставляющий судам право оказывать активное влияние на действия и решения законодательной и исполнительной властей, "уравновешивая" их. Это заметно повысило роль суда в формировании и обеспечении единого правового пространства страны. Используя право законодательной инициативы, Верховный Суд РФ разработал и внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проекты Федеральных законов "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" и ряд других. Учитывая общественную значимость и сложность дел, возникающих из административно-правовых отношений, Верховный Суд РФ в порядке законодательной инициативы внес в Государственную Думу проект Федерального конституционного закона "Об административных судах в Российской Федерации". По предложению Верховного Суда в 1999 году принят Федеральный закон "О финансировании судов Российской Федерации", которым запрещено сокращать финансирование судов ниже ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом, и снижать ассигнования ниже уровня финансирования предыдущего года без согласия на это органов судейского сообщества. Тем самым значительно повышены гарантии финансового обеспечения деятельности судов. Предметом постоянного внимания Верховного Суда РФ является работа по формированию судейского корпуса России. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется весьма тщательно, с тем чтобы исключалась возможность появления в сфере правосудия недостойных лиц, не обладающих высокими моральными качествами. Для повышения квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента, подготовки кандидатов на должности судей, специалистов для судебной системы по инициативе Верховного Суда РФ учреждена Российская академия правосудия. Одним из достижений судебной реформы стало созидание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его учреждений в субъектах Российской Федерации. До его образования финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение судов осуществлялось через Министерство юстиции РФ, входящее в Правительство страны, т. е. орган исполнительной власти. Такое положение ставило суды в определенную зависимость от этой ветви власти и не соответствовало принципу разделения властей. К тому же Министерство юстиции выполняло множество других функций и задач, и потому вопросы обеспечения деятельности судов не являлись для него приоритетными. В связи с этим возникали большие трудности в материальном обеспечении судов и в их финансировании. Судебный департамент принял на себя весь комплекс обязанностей по обеспечению деятельности судов, в том числе аппарата судов, по организации делопроизводства, обучению персонала и т. д. С начала его деятельности в Министерстве экономического развития и торговли, Министерстве финансов и Правительстве Российской Федерации более энергично стали приниматься меры к разрешению проблем судебной власти. Оценивая достигнутые результаты, можно сказать о том, что судебная реформа в России состоялась и большой вклад в это внес Верховный Суд РФ. В ноябре 2001 г. постановлением Правительства страны утверждена целевая программа "Развитие судебной системы России", рассчитанная на пять лет, в разработке которой участвовал и Верховный Суд РФ. Она предусматривает комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых реально выделены необходимые ассигнования. Свой 80-летний юбилей Верховный Суд Российской Федерации отмечает в период применения новых Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального, Административного кодексов и разработки Административного процессуального кодекса, дальнейшего совершенствования правосудия, решения организационных проблем деятельности судов. Их разрешение позволит вывести российское правосудие на новый, более высокий уровень. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.М.ЛЕБЕДЕВ