1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять процедуру принятия решения о самороспуске (И з в л е ч е н и е) Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п. 3 ст. 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 г. в части, предусматривающей принятие Сахалинской областной Думой двумя третями голосов от установленного числа депутатов постановления о самороспуске. Решением Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. оспариваемое положение Устава Сахалинской области признано противоречащим Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 8 февраля 2001 г.), недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 октября 2001 г. решение Сахалинского областного суда оставила без изменения, а кассационные жалобы Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области - без удовлетворения. Президиум Верховного Суда РФ 25 декабря 2002 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения, удовлетворил, указав следующее. По мнению суда, приведенное положение п. 3 ст. 23 Устава Сахалинской области противоречит п. 3 ст. 7 упомянутого Федерального закона, согласно которому постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом. Суд пришел к выводу, что кворум для принятия постановления о самороспуске областной Думой установлен произвольно, поскольку в приведенном положении Федерального закона определено необходимое количество голосов депутатов от числа избранных для принятия постановления, в том числе и о самороспуске, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет оно большинство голосов от числа избранных депутатов (а не две трети голосов установленного числа депутатов, как это указано в оспариваемой норме Устава области). С доводами о противоречии оспариваемого пункта статьи Устава области федеральному законодательству нельзя согласиться. В п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплен ряд общих принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Общие принципы (т. е. основные начала) организации системы органов государственной власти не должны включать детальное регулирование вопросов формирования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В указанном Федеральном законе не содержится исчерпывающего перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и специально предусмотрено в подп. "н" п. 2 ст. 5, что законом субъекта Российской Федерации, помимо перечисленных, регулируются и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации. Приведенное положение соотносится с п. 7 ст. 4 Закона, в силу которого законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Определяя в п. 3 ст. 7 Закона общую норму, касающуюся установления количества голосов депутатов, необходимого для принятия постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель в полном соответствии с приведенными конституционными принципами предусмотрел возможность принятия постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в ином порядке. Согласно подп. "а" п. 1 ст. 9 Закона полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации. Как видно из приведенных положений, названным Федеральным законом законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлена возможность самостоятельно устанавливать порядок принятия решения о самороспуске. При этом понятие "порядок принятия решения о самороспуске" включает в себя и указание на число голосов депутатов, которое должно быть подано за это решение (кворум для принятия решения). Такой же вывод позволяет сделать анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию положений Конституции Российской Федерации, связанных, например, с порядком принятия федеральных и федеральных конституционных законов или с порядком внесения поправок в Конституцию Российской Федерации*. В данном случае процедура принятия постановления о самороспуске является составной и неразрывной частью общего порядка принятия решения о самороспуске, его завершающей стадией. Поэтому Сахалинская областная Дума была вправе определить, что постановление о самороспуске принимается не большинством голосов от числа избранных депутатов, а двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Принятие решения о самороспуске областной Думы квалифицированным большинством голосов является гарантией взвешенности такого решения, принимаемого коллегиально, а также одним из факторов, обеспечивающих стабильность функционирования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что полностью отвечает интересам населения субъекта Российской Федерации с точки зрения сохранения устойчивости законодательной ветви власти. Следовательно, вывод суда о том, что областной Думой произвольно установлен кворум для принятия решения о самороспуске, ошибочен. Президиум Верховного Суда РФ решение Сахалинского областного суда и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отменил и вынес по делу новое решение об отказе прокурору Сахалинской области в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству п. 3 ст. 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 г. в части, предусматривающей принятие постановления о самороспуске Сахалинской областной Думы двумя третями голосов от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы. _____________ * См. постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 1995 г. N 1-П и от 12 апреля 1995 г. № 2-П. ______________