1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

5. Признан недействующим со дня вынесения настоящего решения абз. 3 подп. "а" и абз. 4 п. 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (в ред. от 11 декабря 1986 г.) в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации (И з в л е ч е н и е) В соответствии с п. 1 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (действует в редакции от 11 декабря 1986 г., далее - Разъяснение) временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью. Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии следующего условия: если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник. Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет. Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Е. и других обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными приведенных положений п. 1 Разъяснения в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, сославшись на то, что эти положения не соответствуют трудовому законодательству и ограничивают конституционное право работников - членов профсоюза на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев 1 ноября 2002 г. дело по первой инстанции, в удовлетворении требования отказала. В кассационной жалобе Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей поставила вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений нормативного акта федеральному закону. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 11 марта 2003 г. решение Судебной коллегии отменила, а жалобу удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 1 февраля 2002 г.) впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Отказывая в удовлетворении требования, Судебная коллегия Верховного Суда РФ сослалась на то, что должности штатного заместителя, помощника (при отсутствии должности заместителя) и главного инженера отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, к должностям служащих. Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались. Вызвано это тем, что должностные обязанности названных работников, требование к знаниям и квалификации определяются на основании тарифно-квалификационных характеристик по должности руководителя. При этом должностные оклады заместителей руководителей устанавливаются на 10-20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя (п. 3 примечания к Единой тарифной сетке, утвержденой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785). Поэтому, как считала Судебная коллегия Верховного Суда РФ, в силу занимаемых должностей штатные заместители или помощники (при отсутствии должности заместителя), главный инженер (как являющийся по должности первым заместителем руководителя) без какой-либо доплаты обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие, исходя из квалификационных требований по должности, включающих названное заместительство в качестве основной трудовой функции. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренные положения разъяснения не противоречат требованиям Трудового кодекса Российской Федерации. Однако с этими выводами суда согласиться нельзя. Действительно, нормы ст. 74 ТК РФ, регулирующие вопрос о временном переводе на другую работу в случае производственной необходимости, и ст. 151 того же Кодекса, регулирующие вопрос оплаты труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, прямо к рассматриваемому спору не относятся, если считать, что в должностные обязанности указанных выше замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей работника. Однако по смыслу положений перечисленных статей Кодекса в части, имеющей определенное правовое значение для рассматриваемого дела, оплата труда по фактически выполняемой работе при временном переводе на другую работу должна производиться за весь период такого перевода (до 1 месяца в течение календарного года), а также обязательна доплата за совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы за весь период такого совмещения либо исполнения дополнительных обязанностей. Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на выплату заработной платы в полном объеме в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Оспариваемые положения Разъяснения не соответствуют изложенной выше норме трудового законодательства, поскольку допускают выплату заработной платы работникам за выполняемую работу в период отсутствия руководителя, не учитывая увеличения объема работы и изменения сложности труда. Из материалов дела следует, что некоторые из заместителей руководителей выполняют работу в отсутствие руководителя в течение одного месяца в календарном году, другие же работают в отсутствие руководителей в течение длительного времени (до 8 месяцев в календарном году). Однако в силу действия оспариваемых положений Разъяснения права на получение разницы в окладах в равной степени не имеют ни первая группа таких работников, ни вторая, что явно противоречит принципиальным положениям Трудового кодекса Российской Федерации о праве работника на получение заработной платы в соответствии не только со своей квалификацией, но и сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы. Ссылка представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации на то, что, если руководитель отсутствует длительное время (свыше 1 месяца), замещающему его работнику в действительности производится выплата разницы в окладах, не может быть учтена при разрешении спора, заключающегося в нормоконтроле, при том, что в самом оспоренном нормативном акте Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС ничего не говорится о возможности такой выплаты. Следовательно, оспариваемые положения Разъяснения в рассматриваемой редакции создают препятствия для реализации заместителями, длительное время замещающими отсутствующего руководителя, права на оплату труда в соответствии со сложностью, а также с количеством и качеством выполняемой работы. Необоснованной является ссылка представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации и на п. 3 примечания к Единой тарифной сетке, так как положение этого пункта признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 189. Кроме того, в Разъяснении от 29 декабря 1965 г. N 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, и к работникам других организаций (коммерческих). В соответствии же с ч. 4 ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы; тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников; указанные системы могут предусматриваться также коллективным договором; лишь в организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения доплат, надбавок, премий и других стимулирующих и компенсационных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти субъекта Российской Федерации; в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Оспариваемое положение Разъяснения об ограничении в оплате труда работников, замещающих отсутствующего руководителя, в существующей редакции противоречит этим статьям Кодекса, а также и ст. 145 ТК РФ, согласно которой оплата труда руководителей, их заместителей в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления; размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей определяются по соглашению сторон трудового договора. Кроме того, Минтруда России не представило суду материалы в подтверждение довода об установлении штатным помощникам, заместителям и главным инженерам в случае выполнения ими обязанностей отсутствующего руководителя более высокого разряда по оплате труда и более высокой оплаты труда именно за выполнение ими обязанностей отсутствующего руководителя. По изложенным мотивам выводы суда первой инстанции о соответствии оспоренных положений нормативного правового акта действующему трудовому законодательству и о том, что применение этих положений в существующей редакции не нарушает трудовые права и интересы работников, ошибочен. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. отменила, вынесла новое решение, которым признала недействующим со дня вынесения этого решения абз. 3 подп. "а" и абз. 4 п. 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (в ред. от 11 декабря 1986 г.) в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации. _____________