1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 сентября 2003 г. под председательством В.М.Лебедева - Председателя Верховного Суда Российской Федерации состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который обсудил проект постановления "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Открывая заседание, В.М.Лебедев приветствовал участников и гостей Пленума, особо отметив присутствующих иностранных коллег, принявших активное участие в подготовке проекта постановления: Генерального директора по правам человека Совета Европы Пьера-Анри Амбера, Канцлера Европейского Суда по правам человека Пола Махони, директора по правовому сотрудничеству Совета Европы Роберто Лампони. С докладом выступил Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев, который подчеркнул, что Конституция Российской Федерации закрепила базисные правовые условия, необходимые для выполнения нашим государством возложенных на себя международных правовых обязательств. Расширение международного сотрудничества Российской Федерации повышает возможности взаимодействия национальной правовой системы и международного права. В последнее время при рассмотрении конкретных дел все чаще применяются международные договоры Российской Федерации. Кроме того, стали применяться и другие источники международного права, такие, как общепризнанные принципы и нормы международного права и практика международных судебных органов. Проведенное обобщение судебной практики по рассмотрению судами общей юрисдикции дел с непосредственным применением общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров свидетельствует о том, что наиболее часто непосредственно применяются международные договоры, нежели общепризнанные принципы и нормы международного права, кроме тех случаев, когда эти принципы и нормы закреплены в международных правовых актах. Обобщение выявило вопросы, которые возникают при рассмотрении судебных дел, а именно: о возможности и границах применения общепризнанных принципов и норм международного права; о применении положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, вступившей в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.; о практике применения постановлений Европейского Суда по правам человека, а также отдельных положений упомянутой Конвенции, и в частности, касающихся справедливого судебного разбирательства в разумные сроки. Докладчик подчеркнул, что не на все вопросы даны разъяснения в подготовленном проекте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в частности на вопросы о непосредственном применении международных договоров при разрешении дел в соответствии с нормами трудового, морского права, таможенных дел, дел о социальной защите прав населения и др. Эти проблемы предстоит рассмотреть в будущих постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В прениях по докладу выступил Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф.Яковлев. По его мнению, постановление Пленума после его принятия будет иметь большое значение не только для судов общей юрисдикции, но и для всей судебной системы, так как применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, в которых участвует Россия, - дело всей судебной системы. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации участвовал в работе по подготовке проекта постановления, представлял свои предложения и замечания, ряд из которых учтен. Согласившись в целом с проектом постановления, В.Ф.Яковлев предложил в пункте 1 проекта дать понятие "общепризнанности" принципов и норм международного права вообще, а также с точки зрения практической помощи судам. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.Жуиков отметил, что обсуждаемый проект постановления Пленума - это фундаментальный документ общего характера. Исходя из него в последующем надо осуществить большую работу по приведению всех других постановлений Пленума, которые содержат разъяснения по конкретным категориям дел, в соответствие не только с новым российским законодательством, но и с учетом норм международного права и его общепризнанных принципов. Исключительно важным, сказал он, является то, что в проекте обращено внимание судов на позицию Европейского Суда по правам человека: исполнение судебных решений - это часть судопроизводства, это неотъемлемая часть реализации права на судебную защиту. Данная запись адресуется всем органам, которые исполняют судебные решения. Позиция Европейского Суда должна быть известна всем ветвям власти, в том числе исполнительной и законодательной. Судья Санкт-Петербургского городского суда И.А.Рогачев сообщил, что нормы международного права применяются в судах первой инстанции г. Санкт-Петербурга эпизодически, в частности, при рассмотрении дел, связанных с использованием статуса беженца или вынужденного переселенца, а также при рассмотрении требований о взыскании заработной платы, предъявлявшихся членами экипажей морских судов, находившихся в порту Санкт-Петербурга. Однако необходимость обращения к этим нормам может возникнуть при рассмотрении многих категорий дел: семейных, по трудовым спорам, о защите чести и достоинства и деловой репутации и т. д. Принятие данного постановления Пленума, сказал он, будет обязывать суды учитывать эти нормы при рассмотрении конкретных дел. И.А.Рогачев внес предложения по уточнению разъяснений, содержащихся в проекте постановления Пленума, по вопросам: о признании соответствующих принципов и норм международным сообществом в целом; о признаках договора, требующего издания внутригосударственных актов для его применения; об опубликовании решений Европейского Суда по правам человека. Преподаватель кафедры международного права Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук Я.С.Кожуров отметил, что необходимость обобщения и официального разъяснения вопросов применения судами норм международного права назрела уже давно и постановление Пленума будет способствовать расширению практики непосредственного применения судами норм международного права. Международное право, с требованиями и положениями которого сообразуют свою деятельность не только государства как таковые, но и государственные органы, включая суды, и отдельные лица, становится таким же привычным и необходимым атрибутом повседневной жизни и правоприменительной практики, как и национальное право. Представленный на обсуждение проект постановления, как считает Я.С.Кожуров, разъясняет сложные вопросы применения международно-правовых норм и после принятия послужит важным этапом развития российской правовой системы в направлении все большего ее взаимодействия с международным правом, добросовестного выполнения Россией своих международных обязательств. Генеральный директор по правам человека Совета Европы Пьер-Анри Амбер поблагодарил за приглашение принять участие в заседании Пленума Верховного Суда РФ, на котором рассматривается вопрос о применении международного права обычными судебными инстанциями. Он обратил внимание на то, что, хотя верховенство международного права в целом действительно признается, в повседневной практике оно зачастую не учитывается, и здесь Россия - отнюдь не единственная страна, сталкивающаяся с этой проблемой. Постановление Пленума направлено на то, чтобы исправить подобную ситуацию. Оно поможет международному праву стать неотъемлемой составной частью российской правовой системы, более того, станет настоящим фактором перемен и катализатором осуществляемых реформ. С точки зрения Совета Европы, вынесение данного вопроса на обсуждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации является конкретным признаком открытости российской правовой системы, свидетельством стремления идти в направлении эффективной интеграции в правовой сфере. Генеральный директор особо отметил то значение, которое придается в обсуждаемом проекте применению Конвенции о защите прав человека и основных свобод, напомнив, что Конвенция со своим механизмом - плод коллективных усилий, направленных на то, чтобы предупредить любые отклонения в данной области. Конвенция призвана обеспечить поступательное, прочное и мирное развитие Европы. Благодаря Европейской конвенции права человека и основные свободы, т. е. те аспекты, которые часто политизированы и, как следствие, порождают проблемы при их обсуждении и защите, становятся сугубо юридической категорией, т. е. сферой правосудия. Государства - члены Совета Европы получили, таким образом, уникальную возможность конкретно обсуждать права человека с помощью более точных объективных критериев, что помогает этим государствам добиться большего прогресса по сравнению с теми странами и регионами, где данные обсуждения ведутся еще исключительно в идеологическом и политическом контексте. Предоставив правовую и судебную защиту основным правам и свободам, Конвенция играет конструктивную роль в такой организации государственной власти, которая является одновременно эффективной, уважающей человеческое достоинство и открытой для международного сотрудничества. Очень многие применяют Европейскую конвенцию, но самое важное звено - это национальный судья, ведь именно к нему регулярно обращаются со всеми жалобами. Поэтому, когда Европейский Суд констатирует нарушение Конвенции, именно национальный судья должен обеспечить исполнение его решения. Основываясь, таким образом, на действиях национального судьи, Конвенция в значительной степени усиливает его полномочия и авторитет в отношении других государственных органов, гарантируя тем самым соблюдение принципов правового государства. Недавние постановления по двум делам, принятые в Страсбурге, - Бурдов против России и Совтрансавто против Украины - демонстрируют наряду с другими многочисленными примерами, что любое неуважение к судебной власти, идет ли речь о нарушении ее независимости или о неисполнении ее решений, влечет за собой серьезные санкции со стороны Европейского Суда. Неудивительно, что судьи заинтересованы в эффективном применении Конвенции. На судью ложится большая ответственность, так как он становится одним из основных гарантов соблюдения государством своих международных обязательств в отношении Совета Европы. Поэтому особенно важно, чтобы полномочия, предоставленные судье в силу Конвенции, использовались адекватно и эффективно. Канцлер Европейского Суда по правам человека Пол Махони передал приветствие от имени Председателя Европейского Суда по правам человека Люциуса Вильдхабера данному заседанию Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Европейский Суд по правам человека всегда придавал огромное значение своим взаимоотношениям с национальными судами и в особенности верховными национальными судами. Страсбургский Суд является центром системы защиты прав человека, в которую входят 44 европейских государства, действующих совместно, и которая реализуется через внутреннее правовое устройство этих государств. Страсбургский Суд, рассматривая дела, поступающие от стран - участниц Конвенции о защите прав человека и основных свобод, способствует созданию общих правовых стандартов, оказывающих влияние на формирование национального законодательства и практики его применения в таких сферах, как уголовное, семейное право, законодательство об иностранцах, о средствах массовой информации, о собственности, отправление правосудия по уголовным, гражданским и административным делам. По прошествии многих лет посредством практики Страсбургского Суда Европейская конвенция по правам человека глубоко закрепилась в правовой и моральной ткани общества государств - старых членов Совета Европы, и аналогичный процесс сейчас происходит в новых государствах-участниках. Европейская конвенция и ее гарантии защиты прав человека оказывают влияние практически на все аспекты жизни стран-участниц: правовые, социальные, экономические и даже политические. Применение указанных гарантий является почетной обязанностью, возложенной на российские суды в связи с присоединением России к Конвенции по правам человека и основных свобод. Директор по правовому сотрудничеству Совета Европы Роберто Лампони остановился на некоторых вопросах, являющихся неотъемлемой частью Конвенции о защите прав человека и основных свобод как международного договора, непосредственно применяемого национальными судами. Механизм Конвенции, отметил он, подчиняется правилу субсидиарности. Речь идет о правах, гарантированных конституцией государства, которые в первую очередь должны быть обеспечены национальным судьей, ориентирующимся в своей деятельности на решения Страсбургского Суда. Надо, чтобы конституционное право страны позволяло это делать. Такое положение необходимо для всех государств - членов Европейского Союза. Говоря о применении международных договоров национальным судьей, Р. Лампони подчеркнул два аспекта. Первый - необходимо благоприятствовать знанию международных договоров судьей, необходима регулярная, доступная публикация этих документов, чтобы их тексты были понятны и восприняты на национальном уровне, стали неотъемлемой частью национального права. Второй - психологическое отношение судьи к международным договорам. Для него может быть трудно применять тексты, которые разработаны не его собственным законодателем. Тем не менее применение международных договоров уже вошло в судебную практику. Выступающий отметил, что обычные суды играют все более значительную роль в реализации международных договоров во внутреннем праве. Российская Федерация наделена конституционными и законодательными инструментами, которые позволяют международному праву иметь полное действие и эффективность на территории России. Проект постановления Пленума Верховного Суда РФ привносит необходимые уточнения для применения международных норм национальным судьей и позволяет облегчить это применение. Судья Европейского Суда по правам человека А.И.Ковлер обратил внимание на то, что основным недостатком в правоприменительной практике становится, в свете статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Право на справедливое судебное разбирательство"), неисполнение судебных решений. В настоящее время из 5 тыс. находящихся в производстве Европейского Суда российских дел более половины - по статье 6. В постановлении по делу "Бурдов против России" Европейский Суд со ссылкой на свои многочисленные прецеденты подчеркнул, что неисполнение судебного решения означает незавершенность судебной процедуры. Иными словами, процедура завершается не оглашением постановления, приговора, а его исполнением. А.И.Ковлер предложил внести в соответствующий пункт проекта постановления Пленума уточнение, исходя из пункта 34 постановления Европейского Суда по правам человека по делу Бурдова. Заместитель Министра юстиции Российской Федерации Е.Н.Сидоренко отметил, что постановление Пленума будет иметь большое значение для практики судов общей юрисдикции, и внес на рассмотрение редакционной комиссии подготовленные Министерством юстиции Российской Федерации предложения. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С.Г.Кехлеров поддержал проект постановления и представил предложения и замечания Генеральной прокуратуры Российской Федерации по совершенствованию обсуждаемого документа. В прениях по докладу выступили также председатель Вологодского областного суда И.Н.Бараев, судья Верховного Суда Республики Татарстан А.И.Сычев, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека П.А.Лаптев, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, кандидат юридических наук Б.Л.Зимненко, профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений, доктор юридических наук Ю.Н.Малеев, ректор Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор В.В.Ершов, судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Н.Пирожков и С.А.Разумов. В работе Пленума приняли участие также Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству Ю.А.Шарандин, Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по правовым и судебным вопросам А.А.Евстифеев, Полномочный представитель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации А.Г.Лысков, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф.Хижняков, заместитель Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации В.И.Комогоров, а также представители других заинтересованных министерств и ведомств. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" принято 10 октября 2003 г. _____________