1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Действующее федеральное законодательство, устанавливая 50-процентную скидку за пользование телефоном для отдельных категорий граждан, определяет и порядок реализации данной льготы (И з в л е ч е н и е) Постановлением правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 784-ПП "Об упорядочении предоставления льгот по оплате за пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы" (в ред. от 29 октября 2002 г.) предусмотрено: "В целях упорядочения предоставления льгот по оплате за пользование телефоном, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": 1. Принять предложение ОАО "Московская городская телефонная сеть" о выплате с 1 января 2003 г. денежной компенсации в размере 50% утверждаемого в установленном порядке тарифа (абонентной платы) за пользование телефоном индивидуального пользования взамен 50-процентной скидки за телефон, установленной действующим законодательством для отдельных категорий москвичей согласно приложению 1, в том числе и инвалидам, являющимся абонентами ОАО МГТС. 2. Утвердить Порядок выплаты денежной компенсации взамен 50-процентной скидки за телефон (приложение 2). 3. Установить, что оплата за пользование телефоном (абонентная плата) получателями вышеуказанной компенсации производится в полном размере установленного тарифа". Согласно пп. 4, 5 вышеназванного постановления и положениям утвержденного им Порядка ОАО "Московская городская телефонная сеть" из доходов, полученных по полному тарифу от абонентной платы за пользование телефоном, перечисляет комитету социальной защиты населения Москвы денежные средства целевым назначением для выплаты компенсации указанным в приложении 1 категориям граждан в соответствии с утвержденным графиком (приложение 3), а комитет социальной защиты населения Москвы производит начисление автоматизированным способом денежной компенсации пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, и возмещение ОАО "Московская городская телефонная сеть" расходов, понесенных им в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи, установленных федеральным законодательством для ветеранов и инвалидов, в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. К. обратился в суд с заявлением о признании пп. 1 и 3 указанного постановления правительства Москвы незаконными, ссылаясь на то, что установленные в них нормы противоречат Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и нарушают его право на получение льготы, установленной федеральным законом. Решением Московского городского суда от 20 февраля 2003 г. заявление было оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе К. ставился вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 10 июня 2003 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям. В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, в том числе социального обеспечения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать нормативные акты по данным вопросам, не противоречащие федеральному законодательству. Выводы суда о том, что оспариваемые заявителем нормы постановления правительства Москвы "Об упорядочении предоставления льгот по оплате за пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы" соответствуют нормам федерального законодательства о предоставлении льгот по абонентной плате за телефон инвалидам и ветеранам, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Согласно ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 10 января 2003 г.) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. В ст. 31 этого Федерального закона предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате, помимо прочего, услуг учреждений связи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, указанным Федеральным законом для инвалидов не только установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном, но и определен порядок ее реализации: инвалиды за пользование телефоном должны вносить 50% абонентной платы. Такой же порядок предоставления льготы именно по оплате коммунальных услуг, а не по компенсации фактически понесенных расходов на эти цели определен и в Федеральном законе "О ветеранах" (в ред. от 24 декабря 2002 г.): льготы по оплате в размере 50% абонентной платы за телефон предусмотрены для инвалидов войны (подп. 9 п. 1 ст. 14); для участников Великой Отечественной войны (подп. 6 п. 1 ст. 15); для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (подп. 3 п. 2 ст. 18); для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (подп. 10 п. 1 ст. 21); для ветеранов труда (подп. 7 п. 2 ст. 22). В решении суда не проанализированы нормы обжалуемого заявителем постановления правительства Москвы с точки зрения соответствия их нормам Федерального закона "О ветеранах", хотя, как это следует из преамбулы постановления, оно принято во исполнение данного Федерального закона. Оспариваемым постановлением правительства Москвы установлен порядок предоставления льгот и возмещения расходов, согласно которому ОАО "Московская городская телефонная сеть" из доходов, полученных по полному тарифу абонентской платы, перечисляет комитету социальной защиты населения г. Москвы денежные средства целевым назначением для выплаты компенсации льготным категориям населения по утвержденному графику (приложение 3). Таким образом, вместо льготы по оплате абонентной платы за телефон инвалидам и ветеранам предоставляется последующая компенсация фактически понесенных расходов на эти цели. Тот факт, что компенсация предоставляется именно как замена льготы, установленной федеральным законодательством, подтверждается и формулировкой п. 2 оспариваемого постановления: "Утвердить Порядок выплаты денежной компенсации взамен 50-процентной скидки за телефон". Замена льготы, предусмотренной федеральным законодательством, денежной компенсацией расходов по оплате телефона противоречит нормам Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не соответствует смыслу норм федерального законодательства о социальной защите этих категорий малообеспеченных граждан и произведена исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с превышением его полномочий, перечисленных в ст. 22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2002 г., с изм. от 12 апреля 2002 г.). В силу ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, определенного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации. Установленное в ст.ст. 14-22 Федерального закона "О ветеранах" право на льготу ветеранам по абонентной плате за телефон реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. N 69 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (зарегистрировано в Минюсте России 10 ноября 2000 г.), которой предусмотрено, что права и льготы реализуются на основании соответствующих удостоверений. Согласно подп. "в" п. 1 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения соответствующим организациям этих расходов утверждается Правительством Российской Федерации. В силу данной нормы компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации ограничена регламентированием порядка возмещения соответствующим организациям расходов по предоставлению льгот, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации. При этом определение порядка возмещения расходов на эти цели включает в себя только регламентирование финансовых отношений между организацией связи и соответствующим бюджетом и не подразумевает включение в круг данных правоотношений самих льготников и обременение их какими-либо обязанностями, не предусмотренными федеральным законодательством. Как указано в п. 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах", нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, недействительны. По тем же основаниям незаконным является ограничение обжалуемым постановлением прав инвалидов, установленных ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Московского городского суда от 20 февраля 2003 г. отменила и, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынесла новое решение об удовлетворении заявления К.: признала противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вынесения настоящего решения пп. 1 и 3 постановления правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 784-ПП "Об упорядочении предоставления льгот по оплате за пользование телефоном отдельным категориям граждан, получающим пенсию в органах социальной защиты населения г. Москвы" (в ред. от 29 октября 2002 г.). ____________