1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Валютное регулирование, включая регулирование операций с иностранной валютой и регулирование обязательной продажи валюты, является реализацией возложенной на Банк России конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля (И з в л е ч е н и е) Центральный банк Российской Федерации приказом от 29 июня 1992 г. N 02-104А утвердил Инструкцию о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (действует в редакции от 18 июня 1999 г.). В абз. 3 п. 2 указанной Инструкции предусмотрено, что обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не установлено Банком России. Согласно абз. 2 п. 12 Инструкции в течение трех рабочих дней от даты зачисления на лицевой счет иностранной валюты (включая день зачисления) уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России. Некоммерческое партнерство "Московская фондовая биржа" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими приведенные положения Инструкции, ссылаясь на то, что этими правовыми нормами незаконно ограничена возможность обязательной продажи части экспортной валютной выручки юридического лица по поручению последнего через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам, минуя межбанковские валютные биржи. Решением Верховного Суда РФ от 1 апреля 2002 г. требование указанной организации удовлетворено частично: абз. 3 п. 2 и абз. 2 п. 12 Инструкции признаны недействующими в части, ограничивающей возможность обязательной продажи части экспортной валютной выручки юридического лица по поручению последнего через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 30 мая 2002 г. решение оставила без изменения. Президиум Верховного Суда РФ 31 июля 2002 г. протест первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении жалобы, удовлетворил по следующим основаниям. В обоснование вывода о праве хозяйствующих субъектов по своему выбору совершать сделки купли-продажи иностранной валюты, включая обязательную продажу иностранной валюты либо непосредственно через уполномоченные банки, либо через валютные биржи, суд первой инстанции сослался на положение п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 30 декабря 2001 г.), допускающего, по мнению суда, свободу такого выбора. Однако содержание ст. 4 названного Закона не дает оснований для подобного вывода. В нее включены общие нормы о внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В п. 1 ст. 4 Закона предусмотрено право резидентов покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. При этом порядок и цели ее покупки определяются Центральным банком Российской Федерации. В п. 2 ст. 4 Закона установлено, что покупка и продажа иностранной валюты производятся через уполномоченные банки (являющиеся агентами Центрального банка Российской Федерации), которые, в свою очередь, могут заключать сделки купли-продажи иностранной валюты и между собой. Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться также через валютные биржи, но с обязательным участием в качестве сторон заключаемых сделок уполномоченных банков. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. Норма п. 4 ст. 4 Закона допускает участие Центрального банка Российской Федерации в качестве стороны в сделках купли-продажи иностранной валюты. Таким образом, в ст. 4 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не установлен ни общий порядок заключения сделок купли-продажи иностранной валюты, ни порядок обязательной продажи иностранной валюты юридическими лицами. В ней дается лишь правовая характеристика того, что представляет собой внутренний валютный рынок Российской Федерации, определяются участники рынка и их взаимосвязь с хозяйствующими субъектами (собственниками иностранной валюты). Право выбора самими хозяйствующими субъектами способов обязательной продажи принадлежащей им иностранной валюты данной статьей не предоставляется и, исходя из иного назначения статьи, предоставляться не может. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 6 Закона порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации. Введение в Закон этой специальной правовой нормы объясняется государственной важностью решаемых вопросов, обязанность передачи полномочия по установлению особого порядка обязательной продажи иностранной валюты возлагается на высшее должностное лицо в стране, каковым является Президент Российской Федерации, поскольку в конечном счете речь идет о создании прочной финансовой базы для обеспечения защиты и устойчивости рубля - валютного резерва государства. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (в ред. от 23 декабря 2000 г.) право установления порядка обязательной продажи части иностранной валюты делегировано Центральному банку Российской Федерации, который реализовал его, издав Инструкцию от 29 июня 1992 г. N 7. Согласно абз. 3 п. 2 данной Инструкции (в ред. указания Центрального банка Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 437-У) обязательная продажа части экспортной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не установлено Банком России. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ст. 4 и иные положения Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" не предусматривают права хозяйствующих субъектов по собственному выбору осуществлять обязательную продажу валюты. Центральный банк Российской Федерации вправе, в пределах делегированных ему Президентом Российской Федерации полномочий, определять порядок, по которому обязательная продажа иностранной валюты производится только через валютные биржи либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации. Доводы в судебных постановлениях о том, что полномочия Банка России состояли в установлении процедуры обязательной продажи, а не в изложении правил продажи, неосновательны. Полномочия Банка России по установлению систематизированного набора правил продажи основаны на положениях ст. 4 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" о праве определять порядок продажи валюты, а также порядок обязательной продажи, п. 5 ст. 6 этого же Закона и Указов Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и от 15 марта 1999 г. N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки". Трактовка понятия "порядок" как процедуры, а не как систематизированного набора правил противоречит и грамматическому, и юридическому содержанию данного термина. Судом в связи с этим не принято во внимание, что валютное регулирование, включая регулирование операций с иностранной валютой и регулирование обязательной продажи экспортной валютной выручки, является реализацией возложенной на Банк России конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации, п. 10 ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-I "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*). Согласно п. 1 ст. 9, пп. 2 и 4 ст. 11 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ) Банк России является основным органом валютного регулирования и органом валютного контроля, осуществляющим контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и биржами. На основании подп. "б" и "г" п. 2 ст. 9 указанного Закона Банк России как основной орган валютного регулирования издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. При указанном положении нельзя согласиться с доводами в судебных постановлениях о том, что Инструкция Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 в обжалуемой части противоречит федеральному законодательству и издана с превышением полномочий. Неосновательны и доводы о противоречии данной Инструкции в обжалуемой части ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. 1 ГК РФ. Судом не принято во внимание, что порядок обязательной продажи экспортной валютной выручки касается юридических лиц - резидентов и введен в целях защиты экономических интересов и безопасности государства. Учитывая, что обеспечение Банком России устойчивости рубля является одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности государства, порядок осуществления обязательной продажи экспортной валютной выручки, предусмотренной в абз. 3 п. 2 и абз. 2 п. 12 Инструкции, установлен на основании ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности государства в пределах полномочий, предоставленных Банку России Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", и указанной статье Конституции Российской Федерации и ст. 1 ГК РФ не противоречит. Ссылка на противоречие положений Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 7 ст. 12 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" неосновательна, так как определенный Банком России порядок обязательной продажи валютной выручки не подпадает под сферу действия указанного Закона. Президиум Верховного Суда РФ решение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2002 г. и определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 мая 2002 г. отменил, вынес по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства "Московская фондовая биржа" о признании недействительными абз. 3 п. 2 и абз. 2 п. 12 Инструкции о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 02-104А. ____________ *Утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". ____________