1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

6. Подпункт 57 п. 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 901, в части слов "биотехнических средств и кормов," признан недействительным и не порождающим правовых последствий (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 901 утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Положение). Согласно подп. 57 п. 7 указанного Положения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, биотехнических средств и кормов, аттестацию юридических лиц на право осуществления регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, определяет порядок и организацию проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, порядок сертификации пестицидов и агрохимикатов, требования к форме и порядку утверждения рекомендаций по транспортировке, применению и хранению пестицидов и агрохимикатов, определяет совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок ввоза и вывоза пестицидов и агрохимикатов, ведет Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация "Ассоциация предприятий зооиндустрии", ООО "Ковчег СПб" и гражданин С. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным подп. 57 п. 7 Положения в части установления государственной регистрации кормов для животных и биотехнических средств, считая, что это противоречит действующему законодательству и нарушает их (заявителей) права на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Верховный Суд РФ 12 апреля 2002 г. требования заявителей удовлетворил по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Возражая против заявленных требований, представители Правительства Российской Федерации указывали на то, что норма об осуществлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной регистрации кормов и биотехнических средств принята во исполнение абз. 7 и 8 ст. 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии". В соответствии с названными предписаниями Закона к ведению Российской Федерации относятся: государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию; разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок. Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что законодатель признал необходимым введение на федеральном уровне государственной регистрации только отечественных и импортных препаратов ветеринарного назначения и технических средств ветеринарного назначения. Между тем в нарушение приведенной выше нормы Закона Российской Федерации "О ветеринарии" Правительство Российской Федерации закрепило в оспариваемом правовом акте полномочия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по осуществлению государственной регистрации кормов и биотехнических средств, а не препаратов и технических средств ветеринарного назначения. Из содержания Закона Российской Федерации "О ветеринарии" не следует, что понятия "препараты ветеринарного назначения" и "корма" тождественны. Данный вывод, в частности, подтверждается абз. 7 ст. 3 Закона, где отсутствует предписание о государственной регистрации кормов и указано лишь на то, что на федеральном уровне должны быть разработаны и утверждены ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов. Иные правовые акты Российской Федерации также не дают оснований для отнесения кормов к разновидностям ветеринарных препаратов. Так, в частности, в Перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013, среди наименований товаров отдельно приведены: "корм и кормовые добавки для животных" и "аптекарские ветеринарные препараты". Как уже отмечалось, в Законе Российской Федерации "О ветеринарии" установлена государственная регистрация технических средств ветеринарного назначения. Однако в оспариваемом Положении говорится об осуществлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной регистрации биотехнических средств без указания на их ветеринарное назначение. При таких обстоятельствах наделение Минсельхоза России полномочиями по осуществлению государственной регистрации любых биотехнических средств не соответствует предписаниям ст. 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", поскольку приводит к неправомерному расширению сферы действия данного Закона. Согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия постановления Правительства Российской Федерации названному Кодексу или иному закону применяется Кодекс или соответствующий закон. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые заявителями предписания подп. 57 п. 7 Положения не соответствуют закону и нарушают права заявителей на занятие предпринимательской деятельностью, они должны быть признаны недействительными. Верховный Суд РФ жалобу заявителей удовлетворил: признал недействительным и не порождающим правовых последствий подп. 57 п. 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 901, в части слов "биотехнических средств и кормов,". Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение оставила без изменения. ____________