1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Поиск по БВС

2. Признаны не соответствующими федеральному законодательству и недействующими абз. 2 подп. 1.6.1 в части слов "для неоднократного подписания (на неопределенный срок)", подп. 1.6.2 положения Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции Указания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 24 июня 1998 г. N 262-У), а также аналогичные положения в п. 1.1 указания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 24 июня 1998 г. N 262-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15 сентября 1997 г. N 519" (Извлечение из решения Верховного Суда РФ) Р. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать незаконными (недействующими) подп. 1.6.1-1.6.4, 6.1.2 положения Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", закрепляющие полномочия Председателя Банка России предоставлять (делегировать) право подписания нормативных актов Банка России первым заместителям Председателя Банка России, а также пп. 1.1, 1.2 указания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 24 июня 1998 г. N 262-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15 сентября 1997 г. N 519", вносящие в названный акт изменения о наделении Председателя Банка России такими полномочиями, и п. 2 Указания о вступлении их в силу с 1 июня 1998 г. Требования заявитель мотивировал тем, что делегирование Председателем Банка России принадлежащих ему полномочий по подписанию нормативных актов своим заместителям, а также придание обратной силы Указанию от 24 июня 1998 г. N 262-У противоречит Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 394-I "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Верховный Суд РФ 18 апреля 2002 г. жалобу частично удовлетворил по следующим основаниям. В соответствии с подп. 1.6.1 положения Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции Указания Банка России от 24 июня 1998 г. N 262-У) Председатель Банка России может предоставить (делегировать) право подписания нормативных актов Банка России первым заместителям Председателя Банка России. Право подписания нормативных актов Банка России предоставляется: для неоднократного подписания (на неопределенный срок); для подписания в связи с временным замещением Председателя Банка России (на определенный срок). Эта норма детализируется в последующих подпунктах Положения. "1.6.2. Право подписания нормативных актов Банка России на неопределенный срок предоставляется первым заместителям Председателя Банка России в соответствии с распределением должностных обязанностей и оформляется приказом Банка России за подписью Председателя Банка России. 1.6.3. Право подписания нормативных актов Банка России на определенный срок предоставляется в связи с временным замещением Председателя Банка России и оформляется в установленном порядке. 1.6.4. Правомочия Председателя Банка России, связанные с порядком подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, установленные настоящим Положением, распространяются на лиц, которым предоставлено право подписания нормативных актов Банка России". "6.1.2. В исключительных случаях момент вступления в силу нормативных актов Банка России определяется Председателем Банка России, а также лицами, которым в порядке, предусмотренном настоящим Положением, предоставлено право подписания нормативных актов Банка России, кроме случаев, указанных в подпункте 6.1.1 настоящего Положения". Приведенные правовые нормы в части, разрешающей делегирование Председателем Банка России права неоднократного подписания нормативных актов (на неопределенный срок), нельзя признать законными. Подписание нормативного акта относится к одной из стадий правотворческого процесса, полномочия участников которого на совершение такого действия закрепляются юридическими нормами соответствующего уровня. Участники правотворческого процесса могут действовать строго в пределах своей специальной компетенции. Передача (делегирование) ими права на совершение отдельных действий в рамках данного процесса, в том числе права подписания нормативных актов, допустимо только в случаях, прямо предусмотренных юридическим актом не ниже уровня акта, определяющего специальную компетенцию. Правила о возможности делегирования части служебных (трудовых) полномочий в порядке распределения служебных (трудовых) обязанностей между работниками, а также о выдаче письменного уполномочия (доверенности) для представительства перед третьими лицами, действующие в сфере отношений, регулируемых трудовым и гражданским законодательством, в данном случае неприменимы. Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Председатель Банка России подписывает нормативные акты Банка России. Делегирование этого полномочия заместителям Председателя, тем самым предоставление им возможности участвовать в правотворчестве и влиять на содержание издаваемых актов, Федеральным законом не предусмотрено. Исходя из изложенного абз. 2 подп. 1.6.1 в части слов "для неоднократного подписания (на неопределенный срок)" и подп. 1.6.2 Положения, а также аналогичные нормы в Указании, которым они введены в действующий акт, подлежат признанию незаконными, поскольку допускают возможность издания нормативных актов (регулирующих права и обязанности вкладчиков), подписанных неправомочными лицами, и тем самым создают угрозу нарушения прав заявителя как вкладчика банка. Приостановление протоколом заседания Совета директоров от 15 октября 1999 г. N 29 действия этих норм до рассмотрения в Верховном Суде РФ вопроса о делегировании прав в связи с оспариванием решения, вынесенного по другому делу в 1999 году, не исключает такой возможности. Тем более что жалоба Банка России, в которой был поставлен названный вопрос, рассмотрена. Правовых оснований для признания незаконными оспариваемых правовых норм в части, касающейся предоставления первым заместителям Председателя Банка России права подписания нормативных актов в связи с временным замещением Председателя Банка России и распространение на них в этом случае соответствующих правомочий, не имеется. Должностное лицо, замещающее Председателя Банка России на время его отсутствия (временная нетрудоспособность, отпуск и т. п.), исполняет обязанности и пользуется правами Председателя Банка России, в том числе правом участия в правотворческом процессе и подписания издаваемых нормативных актов. В п. 2 Указания предусмотрено, что настоящее Указание вступает в силу с 1 июня 1998 г. Данная норма противоречит ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которой нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Однако Указания официально опубликованы, вследствие чего вступили в силу, и действие п. 2 прекращено. В связи с этим оснований для признания его в настоящее время недействующим не имеется. Верховный Суд РФ жалобу Р. удовлетворил частично: признал не соответствующими федеральному законодательству и недействующими абз. 2 подп. 1.6.1 в части слов "для неоднократного подписания (на неопределенный срок)", подп. 1.6.2 положения Банка России от 15 сентября 1997 г. N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции Указания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 24 июня 1998 г. N 262-У), а также аналогичные положения в п. 1.1 указания Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 24 июня 1998 г. N 262-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15 сентября 1997 г. N 519", в остальной части в удовлетворении жалобы отказал. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 2 июля 2002 г. решение оставила без изменения. _____________